В ролях: Тобин Белл, Шоуни Смит, Бахар Сумек, Ангус Макфейден, Дина Мейер
Продолжительность – 107 м
Интересно, как далеко они зайдут? Станут ли воскрешать маньяка из мертвых, будут ли засылать его в прошлое или отправлять в космос? Это я о том, каким образом создатели будущих серий «Пилы» намерены оживлять сериал. Ведь это практически закон всех многосерийных ужастиков – независимо от качества оригинального фильма, части к четвертой всё неотвратимо скатится в полную муть, а потом начнутся различные сюжетные выкрутасы вроде схождений в ад или полетов в космос.
За что «Пиле» досталась такая судьба, не очень ясно – первый фильм был хоть и не идеальным, но всё же достойным и небезынтересным образчиком жанра. Хотя справедливости ради заметим, что и первый «Восставший из Ада», и первые «Кошмары на улице Вязов» были достойными образчиками жанра, но и у них в результате вырос хвост из бесконечных продолжений одно нелепее другого. И то, что бессменные сценаристы всех «Пил» Джеймс Ван и Ли Уоннелл торжественно заявили недавно на пресс-конференции, что больше продолжений они писать не намерены, ровным счетом ничего не меняет. Подумаешь, большое дело – и без них найдётся достаточно умников, желающих сваять очередной шедевр. К тому же за то, что Ван и Уоннелл насочиняли во второй и третьей «Пиле», их надо было с позором отстранить от проекта, который они сами же когда-то и создали. Если безобразность второй «Пилы» ещё можно было как-то объяснить торопливостью продюсеров, желавших побыстрее срубить деньжат, пока первая «Пила» ещё не успела остыть, то бардак, что творится в третьей части, не поддаётся вообще никакому разумному осмыслению.
Поначалу кажется, что сценаристы вняли критике второй части, где тупо бродила целая толпа персонажей, и мудро сократили число основных действующих лиц. Народу тут действительно поменьше, однако внятней от этого фильм не становится – потому что со структурой в «Пиле-3» творится какая-то невероятная свистопляска. Чуть ли не треть фильма щедро отдана под многочисленные флэшбеки, увязывающие третью часть с первыми двумя. Мало того, что из-за этого зрители, не видевшие ни первую, ни вторую, моментально теряются в происходящем, так это ещё и серьёзно теснит основную сюжетную линию. Не то чтобы эта линия была особо интересной сама по себе, впрочем – весь предполагаемый психологизм действия сведён к картонной однобокости персонажей, о котором нам известно только то, что необходимо для сюжета. Скажем, один из главных героев, Джефф, после смерти сына в автокатастрофе не может думать ни о чём, кроме мести убийце, и совершенно забросил свою жену и дочь – и этим весь его образ исчерпывается. Это не персонаж, это карточка с его описанием в настольной игре – и вот на таком уровне глубины в «Пиле» происходит абсолютно всё. Для фильма, чей главный злодей всегда делает упор на сложные психологические игры, это непростительно мелко.
Всё развитие сюжета, как это уже стало доброй традицией «Пилы», полностью подчинено неожиданным поворотам, натолканным в последние минут пять. Остальное время отдано под уже упоминавшиеся флэшбеки и под другую фирменную примочку «Пилы», а именно высокохудожественную мясорубку. Этого добра здесь привычно полно – гражданам разрывают грудные клетки, выворачивают руки и ноги в обратные стороны, и совершают с ними прочие несовместимые с жизнью манипуляции. Вот только происходит это как-то вымученно – как будто создатели фильма напихали туда все эти изуверства не потому, что им так хотелось, а потому, что так надо. Единственная по настоящему эффектная находка в этом плане – это конструкция с использованием свиных туш. Но в любом случае при обнаружении героями каждой из ловушек думаешь не о том, как здорово она придумана, а о том, каким это образом и на какие шиши прикованный к постели маньяк с худенькой девушкой в помощницах могли соорудить такую сложную конструкцию именно в том месте, в котором нужно.
Плюс ко всему режиссер Даррен Линн Бусман до сих пор пребывает в святой уверенности, что страшно – это когда на экране мельтешат нарезанные в окрошку разноцветные картинки в сопровождении грохочущего «индустриального» саундтрека. В такой режим «Пила-3» впадает чуть ли не на каждой пыточной сцене, и нет слов описать, как сильно это раздражает. И как бы не был по настоящему эффектен Тобин Белл в роли умирающего гениального маньяка, на сериале «Пила» пора поставить большой жирный крест. Плевать, что съемки четвёртой части уже запланированы – смотреть этот мусор более незачем.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001