В ролях: Джош Духамел, Мелисса Джордж, Оливия Уайльд, Десмонд Аскью, Бо Гарретт
Продолжительность – 93 м
Относиться к фильму «Туристас» заранее предвзято – легче легкого. Он, собственно говоря, сам напрашивается на это – одного только общего описания сюжета хватит, чтобы презрительно скривить губы и без сомнений списать фильм в отстой. Опять юные американские туристы, купившись на обещание райских прелестей в экзотической и малознакомой местности, в результате ложатся под разделочный нож – чистый «Хостел», и говорить не о чем. Только вместо холодных каменных джунглей Восточной Европы – джунгли настоящие, бразильские. Да и кромсать молодое мясо тутошние злодеи принимаются не столько из любви к искусству, сколько со вполне корыстной целью – подороже продать на чёрном рынке юные и полные сил сердца, а также печень, почки, роговицу и вообще всё, что можно пересаживать.
Действительно, вся эта игра про группу молодых упругих тел и непременный поворот не туда давно стала общим местом для жанра ужасов. И вспоминать тут нужно не «Хостел» даже, а видеосалонную классику вроде оригинальной «Резни бензопилой в Техасе» пополам с каким-нибудь «Адом каннибалов». В последнее время количество желающих творчески переосмыслить эти традиции стало переходить всякие разумные пределы, и чем дальше, тем сильнее очередной подобный выскочка рискует быть посланным к чертям без всяких разбирательств. Примерно такая судьба и постигла Джона Стоквелла с его «Туристас» – критика лениво ругнулась, публика равнодушно махнула рукой, и фильм тихонечко уплыл с глаз долой, взяв единственно возможный в его ситуации курс на полки видеопрокатов. Что ж, это классический случай того, как скромная, но хорошая вещь ни за что ни про что попадает под раздачу по причинам, непосредственно с ней самой не связанным. Винить Стоквелла в том, что куча народу до него наделала глупостей с той же классической жанровой историей, что у него, несколько несправедливо – тем более что он-то как раз, в отличие от многих, подошёл к делу с изрядным старанием.
Строго говоря, непосредственно к жанру ужасов «Туристас» имеет мало отношения – и тут кроется ещё одна проблемка восприятия фильма. Назойливо маячащий призрак «Хостела» недвусмысленно обещал превращения фильма в сплошную кровавую баню ближе к финалу, однако у Стоквелла на уме было нечто немного иное. Он как бы только намекает на возможные ужасы, дразнится, делая вид, что вот-вот начнётся что-то невообразимо жуткое, но при этом так и не переходит эту границу, зависая над ней на цыпочках. Ощущение получается очень острое – зритель постоянно находится на взводе, не имея возможности в какой-то момент спокойно выдохнуть, подумав «ну вот, началась финальная бойня, можно расслабиться», как происходило, скажем, в римейке «Резни бензопилой в Техасе» образца 2003 года.
При этом Стоквелл вовсе не прочь вставить пару-тройку аппетитных кровавых сцен, просто он делает это максимально экономно и грамотно, чтобы эффект получался наиболее неожиданным и сильным. Он также отлично запомнил то слово, что зачастую определяет успех или неудачу жанрового фильма – атмосфера. С ней в «Туристас» всё просто шоколадно – и бесшабашное веселье первой части фильма (в которой герои необъяснимо много целуются в щёчки), и томительное напряжение второй, и гнетущая жуть полного осознания ситуации в финале переданы очень убедительно. Здорово и то, что злодеи лишены какого бы то ни было ореола тайны и мистики – ещё неизвестно, с кем страшнее встретиться, со злым духом, жутким монстром, или с простым деревенщиной с мачете, которому заплатят за вашу тушку те несколько десятков песо, что ему не хватает на ужин и дозу свежего кокаина.
Подобных тонкостей от подобных фильмов обычно не ждёшь. Ладно скроенный и грамотно закрученный, «Туристас» явно не заслужил той судьбы, что ему в результате досталась. Ему стоит дать шанс реабилитироваться.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001