В ролях: Джереми Пивен, Райан Рейнольдс, Рэй Лиотта, Алишия Киз, Мартин Хендерсон, Джейсон Бэйтмен, Энди Гарсия, Бен Аффлек
Продолжительность – 108 м
Да – ничего такого, чего не было ещё до этого ни в одном другом фильме, в «Козырных тузах» не увидеть. Да – всех этих сложносочиненных криминальных историй с многочисленными персонажами разной степени отмороженности, крутящимися вокруг одного и того же сюжетного центра, во второй половине 90-х наделали более чем достаточно. Наверняка вы видели не одну такую – ну, помните, на коробочках ещё тогда любили писать «Квентин Тарантино представляет». «Козырные тузы» смотрелись бы в такой коробочке идеально – что делает их продуктом слегка заблудившимся во времени с одной стороны и неожиданно кайфовым с другой.
Смотреть «Козырных тузов» в 2007 году удивительно не только потому, что они выполнены в манере, благополучно оставшейся в прошлом десятилетии, но и в силу особенностей личности (и карьеры) их постановщика. Пять лет назад Джо Карнахан грянул стильным и сумрачным полицейским триллером «Наркобарон», за который его авансом зачислили в новые надежды криминального жанра. После этого Карнахан отметился только довольно бодрой короткометражной «Часовой механизм» в серии рекламных фильмов для компании «БМВ» (отголоски которой довольно любопытным образом всплывают в финале «Тузов»), а потом схватился за такую кучу проектов сразу, что в результате не вытянул ни один.
Среди прочего в этом печальном списке незавершенных гештальтов была и постановка третьей «Миссия: невыполнима», с которой Карнахана вежливо попросили прочь после нескольких месяцев подготовки проекта в связи с «разногласиями» с главной звездой картины Томом Крузом (который в своё время, между прочим, лично способствовал продвижению «Наркобарона» в массы). Когда пауза затянулась настолько, что стало казаться, что мы его потеряли насовсем, Карнахан вдруг вынырнул с «Тузами», фильмом настолько бесстыдным, что даже оторопь берёт – после «Наркобарона» от Карнахана можно было ожидать чего угодно, но только не такого красочного безобразия.
Расписывая историю о том, как за головой запутавшегося в мафиозных связях фокусника Бадди Израэля по кличке «Тузы» слетается куча наёмных убийц всех мастей, Карнахан не скупится на яркие краски и широкие мазки – львиная доля персонажей фильма откровенно гротескны, от киллера-латиноса, как-то сгрызшего себе в тюрьме отпечатки пальцев, до безумной троицы братьев-фашистов, облаченных в нечто наподобие сценических костюмов группы Rammstein.
Карнахан на удивление ловко дирижирует всем этим гремучим парадом уродов и дегенератов – несмотря на перенаселённость фильма, «Тузы» движутся лихо и с огоньком, не только не буксуя на поворотах, но и вписываясь в них на скорости и с визгом шин. Ещё более удивительно то, что в финале это злое, резкое и дико смешное кино вдруг выруливает чуть ли в не серьёзную криминальную драму и заканчивается на довольно надрывной ноте. Такое ощущение, что в «Тузах» Карнахан намеренно прёт против шерсти, упорно выстраивая кино своей мечты поперёк всем исследователям рынка и прочим типам в дорогих костюмах – он явно прекрасно знает, что сейчас в моде, а что нет, но ему на это решительно наплевать. И вот это-то безрассудное «наплевать» и придаёт «Тузам» их основную прелесть – такое кино по всем статьям никто не должен снимать в году две тысячи седьмом, и, тем не менее, вот оно, наглое, до одури громкое и бесконечно здоровское.
Серж Кочерыжкин