Главная
>
Статьи
>
Никуда не торопимся, топчемся на месте, хвастаемся гостями и теряем смысл

Никуда не торопимся, топчемся на месте, хвастаемся гостями и теряем смысл

30.10.2007
17

Recoil
«subHuman»
2007, Mute

Сольный проект Алана Уайлдера, бывшего участника Depeche Mode, всегда развивался показательно неторопливо. Альбомы Recoil редко выходили чаще пары раз в десятилетие, а пауза между “subHuman” и его предшественником “Liquid” и вовсе составила семь лет – которые Уайлдер, по собственному признанию, провёл на диване перед телевизором с банкой пива в руке. Парадоксальным образом такая творческая лень в конечном итоге сыграла Уайлдеру на руку. Ещё в 1997 году его альбом “Unsound Methods”, формально вполне легитимно принадлежавший к жутко популярному на тот момент жанру трип-хопа, казался вещью чуточку архаичной. Оно и понятно – в отличие от всего остального трип-хопа, Recoil вёл свою родословную не столько от экспериментов с хип-хопом и джазом, сколько от электронных новаторов 80-х (вроде New Order или Electronic), скрещенных с мрачнейшим нигилизмом, свойственным представителям индустриальной музыки. За прошедшие с тех пор годы вязкий и мрачный саунд Recoil не претерпел сколько-нибудь значительных изменений, а вот музыкальная мода усвистала настолько далеко вперёд, что Уайлдер превратился не столько в анахронизм, сколько в явление совершенно вневременного, авторского порядка. Он теперь что-то вроде Боба Дилана или Марка Нопфлера электронной музыки – человек, который может спокойно тянуть одну и ту же песню на всех своих альбомах, ибо он уже доказал, что песня эта стабильно будет как минимум неплохой. На “subHuman” вневременная природа музыки Recoil любопытным образом подчёркивается тем, какое отличное музыкальное соответствие Уайлдер находит для своих густых и тягучих звуковых конструкций – как ни странно, блюз. Больше половины вещей альбома записано при участии блюзмена Джо Ричардсона (которого Уайлдер, по легенде, нашёл, просто набрав в Google «блюзовый певец»), и в том, как хриплый голос и скупые, отрывистые гитарные аккорды Ричардсона вплетаются в многослойное, плотное звуковое кружево Уайлдера, видится едва ли не высший замысел. Привычка Уайлдера мыслить эпическими масштабами (самая короткая вещь на “subHuman” – шесть с половиной минут) здесь чуть ли не впервые в истории Recoil оправдывает себя на сто процентов. Скажем, “The Killing Ground” совершенно необходимы все её 11 с лишним минут, чтобы трансформироваться из размытой звуковой зарисовки сначала в отчаянный дельта-блюз, потом в шаманское ударное пиршество, потом в замедленное техно и затем во что-то среднее между всем этим. Та же история и с “Intruders”, начинающихся с шёпотов и постепенно разгоняющихся до полномасштабного нервного эпоса. “subHuman” – возможно, самая сильная и цельная работа Уайлдера под вывеской Recoil. Такую вещь не жалко подождать семь лет.

 

Ian Brown
«The World Is Yours»
2007, Polydor

The Stone Roses были одной из самых недолговечных, но оставивших неизгладимый след в британской музыке рок-команд – они до сих пор числятся в Британии в списке самых любимых, несмотря на то, что при жизни выпустили всего-то две пластинки, одну из которых вдобавок все разругали. Бывший солист Roses Ян Браун уже больше десятка лет занимается сольной карьерой, и хотя его прежняя группа развалилась уже почти 15 лет назад, ему до сих пор поминают её заслуги чуть ли не в каждой рецензии. При этом Браун за это время вполне выработал свою собственную, легко узнаваемую манеру, которой и придерживается раз от раза – неторопливый, простенький запрограммированный бит, сдержанная мелодия, запоминающийся припев, и много-много драматичных струнных. По такой схеме были построены как минимум три последних сольных пластинки Брауна, точно так же звучит и “The World Is Yours”. По неторопливому течению этой пластинки и не скажешь, что где-то среди этих страшно похожих треков гостят гитарист и ударник Sex Pistols Стив Джонс и Пол Кук, басист разбитных земляков Брауна Happy Mondays Пол Райдер и участник The Smiths Энди Рурк. В зависимости от того, насколько почётное место в вашем сердце занимает дебютник The Stone Roses, по-прежнему главная пластинка Брауна, можно выбрать один из двух вариантов реакции на “The World Is Yours”. Если «Розы» вам дороги, то это ещё одна работа их бывшего вокалиста, отличающегося завидным постоянством. Если же вы к ним, как и я, равнодушны, то это довольно однообразный альбом некогда страшно талантливого человека, уже десятилетие с лишним не особо убедительно обсасывающего свои ушедшие 15 минут славы.

 

Will.I.Am
«Songs About Girls»
2007, Interscope

Завоевав хит-парады, The Black Eyed Peas начали потихоньку расползаться по сольным проектам – сначала отметилась Ферги, теперь вот рэппер и продюсер will.i.am выдал сборник «песен про девчонок». В отличие от своей коллеги, довольно предсказуемо попробовавшей натянуть на себя все одеяла разом, Уилл выступил в жанре «вот как, никто и не ожидал» и выдал, возможно, самую гармонично-кайфовую поп-пластинку сезона. С точки зрения продюсирования звука равных Уиллу на данный момент практически и нет – разве что Тимбалэнд со своим патентованным футуристическим фанком; но штука в том, что если музыка этих двоих и равнозначна по качеству, то по настроению они двигаются в совершенно различные стороны. Тимбалэнду музыка будущего видится в холодных полиритмических конструкциях, Уилл же, хотя и не чурается упругого бита, стремится придать своей музыке яркость и человечность. Его «Песенки про девчонок», с одной стороны, неплохо качают, а с другой, отличаются блестящим легкомыслием и жизнерадостной веселостью. Вообще, на месте остальных участников The Black Eyed Peas я бы задал после выхода этой пластинки Уиллу пару-тройку вопросов – чего это, в частности, он оставил все лучшие свои песни себе и не поделился с группой?

 

Apocalyptica
«Worlds Collide»
2007, Sony BMG

Финны Apocalyptica давно уже превратились из парней из консерватории, исполняющих рок, в полноценную рок-команду – собственным ударником они обзавелись ещё пару альбомов назад, и звучат теперь, как вполне убедительный коллектив рокеров-инструменталистов с тягой к лёгкому прогрессиву. Впрочем, свои корни в исполнении кавер-версий они тоже не забыли – центральным номером этого альбома является без дураков выдающаяся композиция “Helden”, кавер-версия знаменитой песни “Heroes” Дэвида Боуи, исполненная на немецком языке вокалистом Rammstein Тилем Линдеманном. Помимо немца Линдеманна на “Worlds Collide” собралась ещё целая интернациональная команда – есть тут японец Томоясу Хотеи, ставший всемирно известным благодаря Квентину Тарантино, который использовал его композицию в «Убить Билла», итальянка Кристина Скаббиа из готических металлистов Lacuna Coil, канадец Адам Гонтьер из пост-гранджевых молодцов Three Days Grace и американец Кори Тэйлор из Slipknot. Ясное дело, что при такой плотности гостей именно они в первую очередь привлекают внимание – тем более, что собственные композиции Apocalyptica, записанные без чьей-либо помощи, страдают некоторым однообразием. Из певцов до уровня Линдеманна не дотянул, пожалуй, никто – Гонтьер и Скаббиа выступили в лучшем случае вполне в духе собственных групп (один мужественно прохрипел, другая трагически провыла), а вот Тэйлор и вовсе подкинул неприятный сюрприз, зачем-то войдя в контакт со своим внутренним Чадом Крюгером. Хотеи вложил залихватскую партию в лучшую из здешних инструменталок “Grace”, а ещё в одной композиции на ударных сыграл Дэйв Ломбардо, как всегда, безукоризненно. “Worlds Collide” вышел, пожалуй, посильнее предыдущей безымянной пластинки Apocalyptica – но только за счёт правильно подобранных гостей. Без них финны тянут одну и ту же волынку – неплохую местами, но всё же довольно предсказуемую в своей одинаковости.

 

Ария
«Пляска ада»
2007, CD-Максимум

Двойной концертный альбом «Арии», записанный в конце 2006 года во время их масштабного шоу в Лужниках. Два диска, под два десятка песен, почти два часа звучания, около ста тысяч долларов, вложенных, если верить пресс-релизу, в сценическое шоу группы, в котором, среди прочего, принимало участие 11 каскадеров Рыцарского Ордена “Virtus Credo” – размах, в общем, впечатляет не на шутку. По идее, в таком масштабном варианте помпезный героический хард-рок «Арии» должен как-то расцветать пуще прежнего – но, по правде говоря, аудио-версии концерта ощутимо не хватает банальной звуковой мощи. Инструменты прописаны отлично, чисто и ясно, но гитары почему-то не обрушиваются на слушателя беспощадной звуковой волной, а предпочитают на двоих похрюкивать где-то по бокам от уверенной ритм-секции, тоже не сказать, чтобы сильно мощной. При такой постановке вопроса теряется сам смысл концертного альбома рок-группы – возможно, в двд-версии размах «Пляски ада» и приобретает какую-то осмысленность и цель, но слушать этот концерт просто на диске катастрофически не интересно.

Иванов-Ножиков

 

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать