Режиссер — Шинья Цукамото В ролях: Рюхей Мацуда, Хитоми, Масанобу Андо, Рэн Осуги, Ёсио Харадо, Шинья Цукамото Продолжительность — 106 м
Почему-то большинство разговоров о «Кошмарном детективе» велось в таком ключе, что с этим фильмом японский режиссер Шинья Цукамото, один из самых радикальных художников Японии (ну, или по крайней мере, самый известный из радикальных), мастер чудовищных трансформаций и экстремистских метафор, попробует себя в более мэйнстримовом жанре «j-хоррор». Ну, знаете — синюшные мертвые девочки, мокрые черные волосы, смертоносные мобильники, всё такое. С одной стороны, всё так — есть и волосы, и мобильники, и весь набор. С другой же, бешеная энергия Цукамото и здесь не позволила обуздать себя жанровыми стереотипами — «Детектив» во многом вышел ничуть не менее радикальным, чем его прежние работы.
В принципе, не грех подумать, что все эти разговоры о заходе Цукамото в жанровый мэйнстрим — шутка самого режиссера. Потому что в фильме он открытым текстом признаётся, что именно он делает с канонами японского ужастика. Не зря же он сам лично исполняет роль психопата, пробирающегося с чёрного хода в сны потенциальных самоубийц с ножичком в рукаве и нещадно их там кромсающего — ровно так же Цукамото-режиссер поступает с приметами «j-хоррора». Да, тут есть зловещие длинные волосы — в первой же сцене Цукамото вешает их на стенку, отказав им даже в возможности воплотиться в какое-нибудь призрачное тело, и больше к ним не возвращается. С особенностями детективного жанра он разбирается так же быстро — пересыпав первые полчаса клинически смешными диалогами между копами, в которых жестко высмеиваются стандартные сцены расследования. А затем, весело показав мэйнстриму кукиш, Цукамото принимается за свои любимые приёмы. Камера мечется в пространстве, как ненормальная, за кадром включается оглушительный грохот, в кадре мелькают сплошь индустриальные развалины, а сам режиссер в какой-то момент строит прямо в камеру страшную рожу и диким голосом кричит «Свободу нам, порождениям ужаса!» — после чего немедленно превращается в окровавленную плотоядную тварь.
Разумеется, весь этот безумный анатомический театр — зрелище не для слабонервных; крови здесь льётся столько, что хватило бы на три-четыре голливудских ужастика. Но за лютой стилистикой и кровавым чавканьем «Кошмарного детектива» скрывается масса интересного помимо простого желания напугать зрителя до дрожи в коленках. В частности, прекрасно видно, как меняется сама манера режиссера Цукамото. Если, скажем, в своём главном фильме «Тецуо, Железный человек» — в котором обычный человек весь фильм трансформировался в ходячую груду металлолома — Цукамото был смертельно серьёзен в этом своём индустриальном авангардизме, то здесь он относится к собственной разновидности безумия с не меньшей иронией, чем к пресловутым японским ужастикам. «Кошмарный детектив» не в последнюю очередь очень смешное кино — смешное довольно причудливым, не самым очевидным образом, при котором одинаково смешны пафосные киношные диалоги и самопровозглашенные порождения ужаса, объясняемые банальной детской травмой. Но самое смешное нас ждёт, конечно, впереди — уже в этом году у «Кошмарного детектива» должен выйти сиквел.
Вердикт Кочерыжкина — дикое, но симпатичное издевательство над жанром японского ужастика, выполненное одним из самых необузданных радикалов японского кино