Главная
>
Статьи
>
«Темный рыцарь»/ «The Dark Knight»

«Темный рыцарь»/ «The Dark Knight»

14.08.2008
6

Постер к фильму Темный рыцарьРежиссер — Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Гэри Олдман, Мэгги Джилленхол, Майкл Кейн, Морган Фримен, Эрик Робертс
Продолжительность — 152 м

Другого фильма в этом году, о котором говорили бы столько же, сколько о «Тёмном рыцаре», не было — да, наверное, и не будет. За какой-то месяц с момента своего выхода в американский прокат он успел натворить массу всего беспрецедентного — сначала поставил рекорд кассовых сборов за первый уик-энд, потом набрал 300, а затем и 400 миллионов быстрее любого другого фильма в истории. Некоторые обозреватели не исключают, что в конечном итоге «Рыцарь» вполне может покуситься на лавры «Титаника» как самого успешного фильма всех времен.

Пользователи самого главного кинопортала imdb.com Кадр из фильма Темный рыцарьс рекордной скоростью загнали его голосованием сразу на первое место списка 250 лучших фильмов всех времён, сместив оттуда «Крёстного отца». (Сейчас, правда, всё опять переигралось — «Рыцарь» стоит на третьем, а на первое вместо Копполы неожиданно взобрался Фрэнк Дарабонт с «Побегом из Шоушенка»). Западная критика практически единодушно рукоплещет; отечественная практически единодушно разносит на части (например, вот). В общем, как видите, поговорить и правда есть о чём. Как всегда в подобных ситуациях, в первую очередь хочется понять — а был ли, собственно, мальчик, то есть реальный повод для столь обширного информационного шума? После фильма едва ли не нехотя признаёшь — ну, в общем, да. Почти.

В «Рыцаре» Нолан продолжает начатую в, гм, «Начале» идею с переосмыслением истории Бэтмена в совершенно серьёзных тонах — только если в первом фильме Бэтмен в основном учился справляться с собственным страхом, то здесь ему приходится взглянуть в лицо настоящего, неуправляемого и нешуточного хаоса, с не самыми утешающими результатами. Воплощением хаоса служит Джокер — и покойный Хит Леджер в этой своей последней законченной роли и правда выглядит пугающе убедительно. Правда, стараясь придать весомость философского трактата своему фильму о торжестве хаоса и зла и о том, что света, на самом-то деле, нет, а есть только разные оттенки тёмного, Нолан немножко не замечает, что порой поступает примерно так же, как человек, который в ожидании прихода гостей аккуратно выкладывает на столик томик Достоевского и томик Ницше, исключительно для создания нужного впечатления. Ему это,Кадр из фильма Темный рыцарь кстати, несколько свойственно — вспомним, как в «Престиже» он старательно делал умное лицо примерно на четверть часа дольше, чем нужно было, чтобы расколоть все его загадки. Так и в «Рыцаре» — практически все основные глубокие мысли здесь озвучиваются в лоб, прямым текстом, как в специальной брошюре с ускоренным курсом по философии, где всё намеренно изложено так, чтобы дошло до самых задних рядов.

Это могло бы быть довольно мучительно, если бы у Нолана, как и у Джокера, не была бы всегда припасена пара козырей в рукаве. Во-первых, намеренная реалистичность фильма во многом работает ему на руку. Сам Готэм-сити как город, как живой организм никогда прежде не интересовал создателей фильмов о Бэтмене — и в готических страшилках Бартона, и в психоделических раскрасках Шумахера город всегда оставался всего лишь колоритным задником для бесконечных фантастических игрищ Бэтмена и злодеев. Нолану же удаётся очень ярко передать весь ошалелый ужас сообщества, которое сталкивается с угрозами себе, озвученными по телевизору явным безумцем в гриме. Ещё более важно то, что «Рыцарь» берёт зрителя простой механикой фильма — грубо говоря, в сегменте Большого Голливудского Боевика равных «Тёмному рыцарю» по накалу страстей и мастерству исполнения картин вот так сразу и не вспомнишь. Ему свойственна какая-то приятная старомодная увесистость — он весь как огромный грузовик, который, быть может, не отличается легкостью и маневренностью, но уж если он разгонится под горку, то не устоит ничего, что попадётся на пути. «Рыцарь» и правда стартует несколько неторопливо, но постепенно разгоняется до таких скоростей, что сердце в горле и темнеет в глазах.Кадр из фильма Темный рыцарь

Правда, в самом-самом конце, ровно там, где, по идее, должно было наступить окончательное торжество хаоса, Нолан вдруг пасует и в последний момент поднимает руки. Эффект получается очень странный — как если бы несущийся на тебя с горы на всех парах огромный грузовик вместо того, чтобы раскатать по асфальту, вдруг легонько щёлкнул бы по носу. Видимо, для режиссера, взявшегося дергать за усы мировую энтропию, Нолан оказался недостаточно бесстрашен — в отличие от, скажем, Рюхея Китамуры, который в «Полуночном экспрессе» в отчасти схожей моральной ситуации всё-таки сделал шаг во тьму. Выразимся так — там, где ныне в Красноярске фан-парк «Бобровый лог», ранее практиковался такой слегка ненормальный вид развлечения, как съезжание с горки на куске линолеума. Главным в этой безумной процедуре было, разогнавшись до предела, не испугаться набранной скорости и не начать сгибать ноги — тогда седок на скорости втыкался ногами в снег и моментально летел в сугроб. Так вот, Нолан, на самых последних метрах, таки струхнул и попробовал остановиться — и тут же загремел мордой в снег. Хотя это совершенно не отменяет того факта, что на 95 процентов поездка вышла ого-го.

Вердикт Кочерыжкина — уверенное, практически безукоризненное — за вычетом некоторых моментов — перевоплощение комикса в драматический полицейский боевик невероятной мощи

Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать