Главная
>
Статьи
>
«Вавилон н.э.» / «Babylon A.D.»

«Вавилон н.э.» / «Babylon A.D.»

28.08.2008
2

Режиссер — Матье КассовицПостер к фильму вавилон н.э.
В ролях: Вин Дизель, Мелани Тьерри, Мишель Йео, Жерар Депардье, Шарлота Рэмплинг, Ламберт Уилсон
Продолжительность — 101 м

Научно-фантастический эпос с Вином Дизелем — видимо, какой-то особый соблазн и одновременно камень преткновения для режиссеров-визионеров с репутацией. Раз в несколько лет кто-то из них будто по зову крови обязан пуститься в крупнобюджетную авантюру на выделенные под звезду средства и затем показательно на ней срезаться. Четыре года назад на таком материале крепко влетел изобретательный фантаст и блестящий придумщик Дэвид Туи — его «Хроники Риддика» (отличное, на мой вкус, кино, но об этом не здесь и не сейчас) страшно провалились в прокате и были разруганы с каким-то особенным остервенением. Теперь столь же экстравагантным способом с остатками репутации художника расправляется француз Кадр из фильма Вавилон н.э.Кассовиц — его «Вавилон н.э.», похоже, ждёт схожая с «Хрониками» судьба.

Впрочем, насколько крепка была репутация Кассовица на момент выхода «Вавилона н.э.» — это ещё вопрос. Он в своё время и сам изрядно поработал над ней — если в «Багровых реках», при всей их сюжетной невнятице, ещё был достаточный предмет для серьёзного разговора, то последовавший за ними чахоточный хоррор «Готика» остался в мировой памяти, кажется, исключительно нечаянно вскрытой правдой о ногах красавицы Халли Берри (извините, друзья — они кривые). В «Вавилоне», снимавшемся долго и тяжко, Кассовиц получил в своё распоряжение фантастический по европейским меркам бюджет — и потом сделал с ним примерно то же, что проделывает в фильме герой Вина Дизеля, когда ему в ночном клубе суют в руки пухлую пачку купюр, чтобы он только развернулся и ушёл. Поразмыслив секунду, Дизель мощным движением руки швыряет их в воздух и затем в получившейся неразберихе пытается как можно быстрее сделать ноги.Кадр из фильма Вавилон н.э.

Хотя ладно — чуть ли не большую часть фильма кажется, что расточительство Кассовица действительно имело смысл. Примерно первые две трети история о том, как матёрый наемник Туроп (Дизель) везёт через половину мира в мрачном будущем хрупкую девушку Аврору (Тьерри), разыгрывается практически как «Дитя человеческое», неожиданно получившее в зад тройную дозу адреналина. Антиутопическое будущее по Кассовицу подозрительно напоминает киберпанковскую версию рынка на КрасТЭЦ — в чём, кажется, есть свой не очень приятный резон. Весь фон здесь вообще проработан как-то грамотно и очень правильно; скажем, едва ли не первое, что делает Дизель в этом фильме — покупает на рынке за четыре рубля зайца и несёт его домой жарить. Слегка взвинченный и шумный тон «Вавилон н.э.» довольно неплохо выдерживает примерно час с лишним, и пока история пересаживает Дизеля и его спутниц с одного экстравагантного транспортного средства на другое (с БТРа на «Чайку», с «Чайки» на поезд, с поезда на субмарину, с субмарины на снегоходы), можно ни о чём не волноваться. В какой-то момент история красиво закольцовывается, наступает продолжительное затемнение и руки сами тянутся похлопать — всё складывается в дико мощный и красивый фильм, в котором ни черта не понятно, но это Кадр из фильма Вавилон н.э.парадоксальным образом ни капли не мешает. Кассовиц, впрочем, тут же спохватывается, и пускается в объяснения — и тут-то «Вавилон н.э.» съезжает в такое, что хочется только покрепче зажмуриться.

Сейчас Кассовиц на всех углах кричит, что компания Fox активно мешала ему работать и не давала снимать, как надо — очевидно, выкручивая маэстро руки и вставляя в пальцы ног зажженные спички. Здравый смысл, меж тем, подсказывает, что вовсе не студийные боссы придумали эту убийственную трёхступенчатую концовку с папой Авроры, мамой Авроры и титром «Шесть месяцев спустя». И уж точно не они решили закончить пусть нагруженную спецэффектами, пусть с периодическим мордобоем, но всё же мрачную антиутопию комическим финальным кадром, из-за которого вся затея превращается вдруг в нечеловечески-затейливый приквел к фильму «Лысый нянька». А самое противное, что такие сюжетные маневры будят в людях плохое — теперь, когда «Вавилон н.э.» настигнет критический и коммерческий кирдык (а он настигнет), волей-неволей начнёшь ощущать подленькую радость. И будешь читать сводки кассовых сборов и тихонько шептать себе под нос — «Так тебе и надо, Матье, так тебе и надо».

Вердикт Кочерыжкина — довольно сильное и немного неожиданное фантастическое кино — с развязкой такой степени невменяемости, что всё хорошее, что было до этого, тут же уничтожается на корню

Серж КочерыжкинСерж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать