Режиссер – Пол W.S. Андерсон
В ролях: Джейсон Стэтхем, Тайрез Гибсон, Джоан Аллен, Иэн МакШейн, Натали Мартинес, Джейсон Кларк
Продолжительность – 105 м
Рёв моторов, лязг железа, сталкивающегося на полной скорости с железом, грохот пулемётов, огненные всполохи взрывов – чрезвычайно выигрышный формат для художественного фильма. Если в правильной пропорции раскидать по фильму вышеперечисленные ингредиенты, то испортить получившееся рагу из металлолома на машинном масле и адреналине будет довольно сложно. Известный своей криворукостью (см. «Чужой против хищника») режиссер Пол
Ясное дело, если подходить к «Смертельной гонке» с точки зрения вечности, придётся, уныло разведя руками, признать её полной ерундистикой. В особенности если мерить её супротив фильма-оригинала, культовой классики «Смертельная гонка-2000», забацанной в 1975 году под присмотром легендарного мастера вдохновенного копеечного трэша Роджера Кормана. В той картине гоночным треком становились все Соединенные Штаты Америки целиком, а выигрывал не тот гонщик, что приходил первым к финишу, а тот, кто по пути к нему сбивал большее число пешеходов (причём за каждую сбитую старушку очки удваивались). В довесок к общей лихости и безбашенности оригинальная «Смертельная гонка» умудрялась также работать как злющая сатира в адрес пост-никсоновской Америки – манёвр, на который нынешняя «Гонка» даже и не пытается претендовать.
Актуальные социологические высказывания здесь ограничиваются парой описательных строк во вступительных титрах – примерно столь же шокирующе смелых в плане мрачных прогнозов на будущее, как и ежедневные выпуски федеральных новостей. Зато в системе координат «кино для мальчиков про ревущие и сталкивающиеся машинки» «Гонка» работает довольно ударно. Не сильно хитро и без лишних изысков, да. Скорее простодушно бия прямиком в лоб, и так несколько раз подряд.
Паузы между гонками Андерсон сокращает до самого минимума, видимо, понимая, за чем именно пришла сюда публика (и что когда в фильме людям нужно просто разговаривать, у него получается довольно чудовищно). Начало каждой гонки для удобства отмечается собственной отбивкой – на всякий случай, чтобы если кто уснул за время разговора, его было чем разбудить. На самих гонках же всё работает в строго заданных, но правильных рамках. Стэтхем, последний великий актёр дуболомного жанра, которому по прискорбному недосмотру высших сил так пока и не досталось великого дуболомного фильма (при том, что у Шварца было как минимум три, у Сталлоне два, а у Уиллиса один, но зато в четырёх частях), ходит весь фильм со своим фирменным выражением брутальной нахмуренности, будто говоря «Я, конечно, не совсем понимаю, что здесь происходит, но, кажется, сейчас
Великолепная серьёзная актриса Джоан Аллен с явным сладострастием произносит словечки вроде «хренососы», а симпатичная фигуристая латиноамериканка, подсаженная к Стэтхему на штурманское место, работает симпатичной фигуристой латиноамериканкой. Композитор фильма и не пытается скрыть тот факт, что во время подготовки к работе он слушал исключительно группу Nine Inch Nails. Дальше в процесс включаются каскадеры на тачках, и всё становится совсем хорошо. Плюс в этот раз Андерсон принял ещё одно верное решение – не стал и пытаться заигрывать с младшей публикой, как в «Чужом против хищника», и насытил фильм довольно кровожадными подробностями уничтожения конкурентов по гонке. Получается довольно просто – да. И некоторым образом тупо – не без этого. Но безотказно. Выразимся так – поставив перед собой задачу вырубить зрителя прямым ударом в голову, Пол Андерсон подумал-подумал, и взялся за автомобильный глушитель. А с этим, знаете, не поспоришь.
Вердикт Кочерыжкина – два пива – и нормально