Режиссер — Кэтрин Хардвик
В ролях: Кристен Стюарт, Роберт Паттинсон, Билли Бёрк, Эшли Грин, Никки Рид
Продолжительность — 122 м
В англоязычной кинокритике при оценке потенциального успеха фильма есть такое понятие — «built-in audience». Встроенная, если дословно, аудитория — то есть, та часть публики, которая по тем или иным причинам непременно раскошелится на фильм. «Сумерки» — отличный пример фильма с этой самой встроенной аудиторией; не только потому, что расчёт на строго определенную публику в этом случае оправдался на все сто, но и потому, что смотреть «Сумерки» тем, кто в эту аудиторию не входит, по большому счету, незачем.
Определить эту самую встроенную аудиторию в случае «Сумерек» было проще простого — разумеется, это все те люди, что сделали первоисточник, подростково-вампирскую мелодраму писательницы Стефании Майер о любви 17-летней Белы и вечно молодого вампира Эдварда, а также три её сиквела, международными бестселлерами. Говоря коротко и очень упрощенно, это по большей части девочки, уже достаточно подросшие, чтобы романтически мечтать о прекрасном принце, но ещё не достигшие того возраста, когда активные действия в их адрес перестанут грозить принцу уголовной ответственностью. И в некотором смысле экранизация «Сумерек» оказалась выполненной совершенно блистательно — в том плане, что фильм вышел конгениален книге. Здесь точно так же усердно культивируется миф, что романтическая любовь — это два часа держаться за руки, смотреть друг другу в глаза и ничего не делать. И это точно так же — девочки, разумеется, имеют полное право проклясть меня за то, что я скажу дальше (девочки, можете приступать) — нечеловечески скучно.
Конечно, при желании в ситуации, когда юноша-вампир больше всего на свете хочет быть со своей любимой, но не отваживается хотя бы её поцеловать из страха обнаружить свою кровососущую природу, можно найти довольно изящную метафору подросткового созревания. Гормоны бушуют, и хочется столько всего сразу — но сделать хоть что-нибудь в этом направлении в то же время дико страшно, поскольку один шаг, и тут же окажешься в новом, совершенно ином мире, действующем по ещё не совсем понятным тебе правилам. Другое дело, что к этой, прямо скажем, не самой неожиданной метафоре авторы фильма не прилагают практически ничего больше — в книжке лакуны между одним скромненьким событием и другим таким же заполнялись трансляцией сумбурных чувств и мыслей главной героини, в фильме же просто ничегошеньки не происходит. Нет, спору нет — пейзажи красивые, актёры красивые, Кристен Стюарт так и вовсе молодчина, явно заслуживающая гораздо лучшего фильма, нежели этот (надеюсь, благодаря успеху «Сумерек» у неё будет полно новых отличных ролей). Но всё равно — все, кто не входит в целевую аудиторию фильма, на выходе будут чувствовать себя столь же неудовлетворённо, сколь и вампиры из фильма, получающие вместо свежей человеческой крови животную.
Вердикт Кочерыжкина — стопроцентно верная оригиналу экранизация книжки для девочек-подростков, противопоказанная всем остальным