Режиссер — Федор Бондарчук
В ролях: Василий Степанов, Юлия Снигирь, Петр Федоров, Федор Бондарчук, Алексей Серебряков, Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин, Елена Михалкова, Гоша Куценко
Продолжительность — 110 м
Странный, конечно, в этом году сложился новый год в кинотеатрах страны — куда ни глянь, всюду праздничные фильмы с какой-то совсем не праздничной идеологической подоплёкой. (За вычетом разве что художественного фильма «Любовь-морковь-2» — хотя и там, если разобраться, временами остренько шутят про Путина и Медведева). Вот «Стиляги» Тодоровского — довольно хитро устроенная вещь с неожиданно сильным высказыванием, ловко запрятанным среди разноцветных юбочек и галстучков. А вот «Обитаемый остров» Бондарчука — максимально прямолинейная антиутопия о том, как государство зомбирует своё население. Вот уж действительно — с новым годом, товарищи!
Вообще, это была довольно-таки удивительная встреча — достаточно лютая, неприкрыто диссидентская книжка и гламурный кинорежиссер, завсегдатай тусовок, активный член «Единой России» и человек, когда-то во всеуслышание связавший все успехи отечественного кинематографа с фигурой Владимира Владимировича Путина. Казалось, что от важной идеологической начинки «Обитаемого острова» Бондарчук гарантированно оставит лишь рожки да ножки — и тем удивительней наблюдать, как бережно он сохраняет, а кое-где даже и усиливает, все смысловые акценты книги. Более того, вся идеологическая начинка, видимо, в расчёте на самого широкого зрителя, проговорена в «Острове» максимально простыми словами. То есть, в каком-то смысле, это настоящий подарок школьным учителям, у которых возникнет необходимость как можно доходчивей объяснить суть понятия «антиутопия».
Необходимо также отметить, что Бондарчук и его соратники сумели найти довольно остроумный способ перевести сложноустроенный мир планеты Саракш в движущиеся картинки. Здесь практически для каждого сегмента этого мира придуман свой визуальный стиль и цветовая гамма изображения, и с помощью контрастов стально-зелёной футуристической урбании «добропорядочных» граждан, природно-желтой лесополосы «выродков» и кричаще-пресыщенного, сиренево-лилового в рюшечках пространства власть имущих Бондарчук умудряется лишний раз подчеркнуть мораль истории. И вообще — теоретически «Обитаемый остров» придуман и продуман был примерно на пять с плюсом. Правда, это оказался тот самый случай, когда красивая и изящная лодка теории в щепки разбивается о гигантский непоколебимый утёс практики.
Ещё по «9 роте» было заметно, что Бондарчуку как кинорежиссеру, скажем так, ещё есть, куда расти. В «Острове» Бондарчук явно отхватил больше, чем был в состоянии прожевать — причём срезался он в первую очередь на самых простейших уровнях кинопроизводства. Выстроив довольно грандиозную концепцию для воплощения романа в фильм, он, как это часто бывает с нашими доморощенными авторами, как будто благополучно успокоился, решив, что фильм практически готов — и режиссировал процессом будто бы одним пальцем. Результаты вышли, скажем так, катастрофическими. Практически все до единого актёры довольно мощного состава (включая по-настоящему фантастического дебютанта Василия Степанова) весь фильм говорят с одной интонацией на всех — примерно с той, с которой объявляют остановки в трамвае. Схватки и сцены разрушений поставлены по большей части весьма впечатляюще — но к ним прикручены звуковые эффекты такой лютости и громкости, что кажется, зубы рассыпаются во рту. Также в «Острове» в полный рост встаёт рекламное прошлое Бондарчука. Он до сих пор чувствует необходимость практически каждый кадр подавать как-нибудь этак вычурно, многозначительно, с вывертом — совершенно не задумываясь при этом, каким образом эта многозначительность будет работать (и будет ли) в общем контексте фильма. Все эти не сильно значимые сами по себе особенности на полнометражной дистанции делают просмотр «Острова» практически невыносимым. И после того, как подвергаешься этому испытанию в течение практически двух часов, перспектива просмотра второго такого же фильма почему-то не кажется хоть сколько-нибудь заманчивой.
Вердикт Кочерыжкина — блестящая и мощная в теории экранизация, насмерть уничтоженная максимально топорным исполнением