Eagle Eye Cherry
«Sub Rosa»
Universal/Polydor, 2003
В прошедший четверг я покинул место работы в двенадцатом часу вечера и направился к дому, где утром отключили свет и горячую воду. Из ресурсов влияния у меня присутствовал исключительно «Sub Rosa» в наушниках. А приблизительно через два прослушивания к нему уже добавились овощной салат, курица под соусом с рисом и овощами, вермут с тоником и уверенность в завтрашнем дне.
Таково свойство добротного гитарного alternative: независимо от вашего желания он прочно завладевает вашим настроением. А «Sub Rosa» — это alternative не просто добротный, а по-настоящему мастерский. Я не знаю, как можно так любить и чувствовать музыку, если отец у тебя — известный джазовый трубач, а сестра - рэпперша-альтернативщица, но Игл-Аю удаётся. Аранжировки своей третьей полноформатной работы он довёл до уровня, о котором сам он говорит: «Такое чувство, что предыдущие альбомы были записаны в моно, и только этот — в стерео». Притом что ритм-секция во многих композициях сыграна аккордами едва ли не на акустической гитаре, звучание «Sub Rosa» совершенно не кажется вторичным или старомодным — наоборот, этот коктейль из акустики и электроники каждый раз звучит совершенно по-новому. И хотя основной мессадж альбома — в том, как сложен и неоднозначен мир вокруг (не особенно жизнеутверждающая идея), ни одна из песен ни на секунду не провисает до нудноватого нытья (в предыдущих работах замеченного неоднократно), а, наоборот, даёт физически ощутимый заряд неизменно позитивной энергетики.
Mya
«Moodring»
Interscope Records, 2003
Название альбома «Moodring» (популярный не так давно аксессуар — кольцо, меняющее цвет «в зависимости от настроения») накладывает на исполнителя определённые обязательства. И надо сказать, что вашингтонская ритм-энд-блюзовая вокалистка и танцовщица Майа эти обязательства перевыполнила. Очень разнообразные стилистически и эмоционально композиции на альбоме объединяет одно — виртуозная работа с вокалом и бэк-вокалом. Даже, наверное, не виртуозная, а природно-талантливая: чувствуется не техничность, а потрясающая раскрепощённость. Голос Майи парит над аранжировкой, совершенно не стесненный её рамками. В то же время музыка и вокал никогда не теряют друг друга, Майа всегда находит момент, чтобы легонько коснуться ритма кончиками пальцев (или кончиком языка?) и тут же снова взмыть куда-то в высоту на плечах бэк-вокалисток. Это сложно описывать, но слушать это нужно обязательно.
Мультfильмы
«Музыка звёзд и арктических станций»
Центр музыкального сервиса, 2003
С релизом этого альбома «Мультfильмы» очень долго тянули, подогревая общественность слухами о готовящихся в качестве бонуса на диске компьютерных играх и отбираемых каверах. В итоге на диске не оказалось ни того, ни другого, а собственно музыкального материала набралось на тридцать одну минуту. Заявления об уходе от коммерческого звучания также оказались не соответствующими действительности: «МЗИАС» получился необычайно коммерческим, за вычетом боевичка «Мама!» (вы наверняка уже слышали его на «Нашем радио») и своеобразного манифеста с названием «М.у.л.ь.т.f.и.л.ь.м.ы». Факт присутствия на альбоме этих вещей я могу объяснить только хронической нехваткой материала для преодоления хотя бы получасового рубежа. Остальная часть альбома — канонический брит-поп с очень плотным звучанием. Открывающая диск «Арктическая», строчка из которой дала ему название — вообще нагружена искажённым гитарным саундом сверх всякой меры, но это, как ни странно, идёт ей только на пользу, делая её едва ли не самой качественной вещью «Мультиков» с момента их появления на сцене. Дальше вам дадут продохнуть, но заскучать не позволят: «цепляющие» аранжировки, приятные затейливые тексты, почти приятный вокал. Егор Тимофеев, к несчастью своему и нашему, до сих пор уверен, что способен вытягивать всё то, что пишет. Из-за этой уверенности «Мультfильмы» совершенно невозможно слушать вживую, и на том же «МЗИАС» отдельные пассажи заставляют морщиться. В остальном же — очень качественный, спокойный и романтичный альбом, безотказно действующий на любого поклонника лёгкой гитарной музыки.
Iron Maiden
«Dance of Death»
EMI Records, 2003
Я обычно как-то не задумываюсь над реакцией на «металлические» альбомы. Однако «Dance Of Death» оставил какое-то сложное впечатление. С одной стороны, альбом немного сумбурно сведённый, имеющий в середине два определённо проходных трека («Gates of Tomorrow» и «New Frontier») и местами смазанный за счёт перезатянутых композиций. Поклонники уже приняли его довольно холодно, возлагая вину то на басиста и текущего продюсера группы Стива Хэрриса, то на Яника Герса, гитариста и автора части песен (хотя написанная им заглавная песня альбома как раз впечатлила меня сильнее всего), а то и на Брюса Дикенсона, чей голосовой аппарат (и тут я полностью с ними согласен) давно нуждается в курсе реабилитационной терапии. Пожалуй, единственный, кто избежал фанатских нападок — ударник Нико МакБрэйн, отработавший (особенно на открывающей альбом связке из трёх композиций) на сверхвысоком профессиональном уровне.
Так вот, с другой стороны все недодержки и перетяжки привели к интересному эффекту: расслабившиеся музыканты сыграли вполне человечный, рассчитанный не только на окончательно металлизировавшегося киборга, альбом. Задуманный как выражение идей войны и хаоса, «Dance of Death» неожиданно наполнился в своих аранжировках нехарактерной для жанра чувственностью. Всё-таки всё, что ни делается — всё к лучшему.
DMX
«Grand Champ»
Def Jam Recordings, 2003
Он вернулся после двухлетнего отсутствия, и он всё так же любит собак, женщин и драки. Одни называют предсказуемость DMX его слабостью, другие — его силой, считая DMX едва ли не самой значимой фигурой в мире hardcore-рэпа (благо Тупак Шакур и Notorious B.I.G. сейчас находятся в лучшем из миров). Как бы то ни было, мы имеем альбом, похожий одновременно на все предыдущие его работы. Тот же фирменный «лающий» стиль читки, те же аранжировки в стиле «забивания гвоздей» (ударные и духовые огромной разрушительной силы) и совершенно не изменившийся (ещё бы!) улично-клубный пафос. Строго «нишевая» музыка, но для любителя хардкор-рэпа настоящий подарок, к тому же — в час и пятнадцать минут длиной.
Увидимся. Музыки ещё много.
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31