Главная
>
Статьи
>
Фестивальная экономия

Фестивальная экономия

01.04.2009
8

К Международному дню театра в крае традиционно подвели итоги сезона. В этом году он в первый раз совпал с краевым фестивалем лучших спектаклей, который прежде проводился в апреле. Но удачен ли такой эксперимент, сломавший привычную и давно устоявшуюся схему?

Десант муниципалов

Как бы то ни было, самое главное — фестиваль состоялся. Вопреки финансовому кризису в бюджете нашлись средства, чтобы привезти театры края в Красноярск. Причем не только краевые, но и, впервые за много лет, муниципальные — из Шарыпова, Лесосибирска, Мотыгина и Железногорска. На нескольких предыдущих фестивалях устроители заявляли, что на участие городских театров в краевом бюджете деньги не заложены, а главы территорий, мол, не считают нужным на это раскошеливаться. На этот раз такое стало возможным.

Нет нужды объяснять, насколько важен подобный показ для небольших полусамодеятельных театров, существующих во многом благодаря энтузиазму их создателей. Как заметил руководитель мотыгинского театра Анатолий Быков, нетрудно было открыть театр 15 лет назад, гораздо труднее — сохранять его столько лет. Он и его коллега Наталья Желтова из шарыповского театра в этом году отмечены за свой труд заслуженной наградой — хрустальными масками фестиваля. Пожалуй, стоит вообще ввести отдельные номинации для этой категории театров — с краевыми они конкурировать не могут.

Возвращение на круги своя

Что еще изменилось к лучшему? Фестиваль отказался от надуманных претензий на столичность и вернул себе прежнее название — «Театральная весна». Сдержанно и без пафоса, абсолютно неуместного для скромного краевого смотра-конкурса. И кстати, кризис ли на том отразился, или учредитель фестиваля, министерство культуры края, просто исходило из целесообразности, но в этот раз фестиваль не стал раздваиваться, все спектакли показывались только в Красноярске.

Напомню, в предыдущие два года все проходило параллельно в городах края — сначала в Минусинске, потом в Канске (в этом году намечался Ачинск). Задумка была благая — дать возможность жителям этих городов посмотреть лучшие спектакли других театров. Но на практике — абсолютно надуманная: все сливки все равно собирал краевой центр, а на периферию везли только то, что можно показать на небольших сценических площадках этих городов. Так что отказ от этой фестивальной формы закономерен. А жители глубинки могут ознакомиться с творчеством театров в рамках гастролей — в последнее время наши коллективы стали чаще ездить по краю.

Идеями не обменялись

Фестивальные страсти остались позади, награды розданы. Но тем, пожалуй, и ценен любой форум, что он поднимает массу злободневных вопросов. Есть о чем задуматься, дабы постараться избежать ошибок.

Наибольшая неудовлетворенность — наверное, от невнятного понимания самой сути «Театральной весны». В прежние годы итоги сезона подводило краевое отделение Союза театральных деятелей РФ. Жюри СТД отсматривало все спектакли сезона и поощряло лучших. После чего театры привозили на «Театральную весну» самые достойные свои работы, которые судило и награждало отдельное, фестивальное жюри. В этом году два конкурса слились в один, и на фестивале вообще отказались от жюри. В самих театрах такую новацию восприняли без энтузиазма.

И дело не только в том, что их лишили возможности получить какие-то дополнительные призы (подобную экономию как раз можно как-то оправдать в условиях безденежья). Вопрос принципиальный: а ради чего мы вообще проводим фестиваль? Только лишь для того, чтобы театры из глубинки могли показать свои работы зрителям краевого центра? Ведь у самих театров (за исключением красноярских) в последние годы даже нет возможности ознакомиться с творчеством коллег: сыграли свой спектакль, показали капустник — и разъехались по домам. Где фестивальное общение, творческая тусовка, обмен идеями?

Подпорченный праздник

С формированием афиши «Театральной весны» в этом году тоже не все объяснимо. Особенно у драматических театров. К музыкальным только один вопрос: если почти все награды в Красноярском музыкальном театре получил спектакль «Галатея», почему на фестиваль представили «Красотку кабаре»? Нет логики.

В оценке драматических театров, на мой взгляд, особенно проявилась проблема с организацией. Почему-то в составе жюри в этом году было всего два человека, приглашенные эксперты Олег Лоевский и Павел Руднев. Слов нет, маститые специалисты — но почему всего двое? К тому же, у Лоевского как у председателя жюри — два голоса. По сути, именно за ним было последнее слово, кого наградить и пригласить на фестиваль. При всем уважении к Олегу Семеновичу, от субъективизма никто не застрахован. Что обернулось не лучшими последствиями для атмосферы «Театральной весны» — праздник был изрядно подпорчен.

Невозможно поверить, но норильский драмтеатр эксперты вообще не допустили до участия в фестивале, объяснив это недостаточно высоким уровнем спектаклей театра. Возможно, сезон у норильчан действительно выдался не из лучших. Но получить столь жесткий отпор, в то время как в Красноярск пригласили другие театры края, чего уж греха таить, значительно уступающие северной драме даже по актерскому мастерству, это просто необъяснимое оскорбление. Благо, министр культуры края Геннадий Рукша принял соломоново решение — оставил поездку на «Театральную весну» за самим театром. Правда, вне программы, но за неимением фестивального жюри это значения не имело. Главное, что красноярская публика увидела норильский «Вишневый сад». Работа не бесспорная и для самого театра экспериментальная. Но однозначно профессиональная, с интересными режиссерскими находками и актерскими работами. Кстати, две роли в спектакле отмечены наградами. Весьма забавно для «внепрограммного» театра.

Как ни парадоксально, еще один именитый театр края, минусинский, шел на фестивале вне конкурса, особо это не афишируя. Скромность объяснимая — сезон в театре сложный, и спектакль «Экспонаты» нельзя назвать удачей. Удивительно другое — как столь строгое жюри вообще допустило его на «Театральную весну», даже не посмотрев? Двойные стандарты налицо.

И это самое печальное. Все-таки краевой конкурс — не «Золотая маска» и даже не «Сибирский транзит», задачи и цели у него иные. Для большинства театров края поездка на «Театральную весну» — вообще единственная возможность показаться широкой публике. И лишать их такого шанса, причем руководствуясь какими-то сомнительными закулисными мотивами, просто недопустимо. Хочется, чтобы мы не забывали: фестиваль — это прежде всего праздник.

Слонов раздали

Итак, львиную долю наград собрал Красноярский театр им. Пушкина. Лучшим спектаклем сезона признан «Трамвай «Желание». Его постановщик Олег Рыбкин отмечен за лучшую режиссуру в драме и за музыкальное оформление к другому спектаклю — «Ночь ошибок». Лучшие женская и мужская роли — у Галины Саламатовой и Даниила Коновалова («Похороните меня за плинтусом»). Спецприз жюри (творческая командировка) — у Людмилы Каевицер (Бланш в «Трамвае „Желание“»). Лучший женский дебют — у Екатерины Аникиной (Нина Заречная в «Чайке»). Лучший эпизод — у Павла Семинихина (Билл в «Чисто семейном деле»).

Александр Истратьков (сэр Хардкасл в «Ночи ошибок») разделил награду за лучшую мужскую роль второго плана в драме с норильчанином Романом Лесиком (Епиходов в «Вишневом саде»). Лучшая женская роль второго плана — у Варвары Бабаянц (Шарлотта в «Вишневом саде»).

По одной награде у ачинского драмтеатра («Лучший ввод» — Антонина Крупенникова, Марга в спектакле «Третье слово»), краевого ТЮЗа (Юлия Зауличная — за сценографию и световое оформление сказки «Аладдин и волшебная лампа»). И у кукольников: лучшая режиссура у Сергея Иванникова («Пиковая дама», Красноярский театр кукол), актерский ансамбль — у железногорского «Золотого ключика» («Сказочки на лавочке»).

Среди музыкальных театров лидировал Красноярский музыкальный театр. Лучшая женская роль (Светлана Колеватова), мужская роль второго плана (Евгений Дудник), работа дирижера (Валерий Шелепов) и актерский ансамбль — все за оперетту «Галатея». За лучшую сценографию отмечен Михаил Мокров («Красотка кабаре»).

А в театре оперы и балета поощрили молодых вокалистов. Лучшая женская роль второго плана — у Анастасии Лепешинской (Ольга в опере «Евгений Онегин»). «Перспективным талантом» признан Алексей Бочаров (Онегин), а «Открытием сезона» — Ольга Басова (Любаша в опере «Царская невеста»).

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать