Главная
>
Статьи
>
Рождество по-чеховски

Рождество по-чеховски

16.12.2009
0

Красноярску необходим серьезный театрально-музыкальный форум

С 3 по 12 декабря в Новосибирске состоялся VIII Международный Рождественский фестиваль искусств. В нем традиционно приняли участие ведущие театральные и музыкальные коллективы России. В преддверии 150-летия Чехова большой блок программы в этом году составили спектакли по чеховским произведениям. «Чайка» Красноярского театра им. Пушкина показалась в их череде весьма достойно.

Такой разный Чехов

Впрочем, наша «Чайка» получила приглашение на Рождественский фестиваль еще задолго до того, как стало понятно, что он примет чеховскую направленность. Ни один другой спектакль Красноярска не объехал столько фестивалей, как эта постановка главного режиссера краевой драмы Олега Рыбкина. И показываться в череде постановок по Чехову ему довелось не впервые. В ноябре на питерском фестивале «Дуэль», который проводил театр «Балтийский дом», красноярская «Чайка» конкурировала с пермской, в постановке Бориса Мильграма. И весьма успешно.

В Новосибирск другие «Чайки» не прилетели, все спектакли здесь были представлены по разным произведениям Чехова. И, что особенно интересно, — не только по его драматургии, но и по прозе. У публики была возможность увидеть спектакли по пьесам и рассказам классика русской литературы в разных формах и разных режиссерских трактовках. Любовные истории в постановке Олега Рыбкина («Чайка») и Анатолия Праудина («Дама с собачкой», питерский БДТ), уже ставшие театральной классикой два спектакля Московского ТЮЗа — «Иванов и другие» Генриетты Яновской и «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса, фестивальный хит Екатеринбургского ТЮЗа «Каштанка» в постановке Вячеслава Кокорина.

Несколько неожиданными в этой череде стали «Три сестры» Малого театра, где чеховская драматургия выглядит инородным телом, несвойственным эстетике этого театра. В постановке Юрия Соломина никакого подтекста — собственно, уникального достоинства всех чеховских пьес, у актеров Малого театра все на первом плане. Но знакомство с такой «дочеховской» трактовкой Чехова — тоже весьма любопытный зрительский опыт. Во всяком случае, столь грамотную русскую речь сейчас можно услышать разве что в Малом театре. Равно как и увидеть тщательную детализацию в исторических костюмах — по этим «Трем сестрам» можно получить вполне достоверное представление, во что одевались россияне той эпохи и в каком интерьере они жили.

Классика и современность

Так получилось, что у нынешнего Рождественского фестиваля — классическая направленность. Но, как говорят его организаторы, это вовсе не закономерность. Приглашение на фестиваль получают лучшие работы режиссеров, как правило выпущенные за последние несколько лет. А что привлечет их внимание — классика или современная драматургия? — предугадать абсолютно невозможно. Из классики помимо Чехова в программе этого года также можно было увидеть «Власть тьмы» Л. Толстого (БДТ им. Товстоногова, режиссер Темур Чхеидзе) и «Женитьбу» Н. Гоголя в постановке Валерия Фокина (Александринский театр), плюс оперу «Золушка» Дж. Россини питерского театра «Зазеркалье» (режиссер Александр Петров).

Несколько спектаклей были представлены по произведениям классиков второй половины XX века. Композиция по разным текстам А. Володина «Я скучаю по тебе» (режиссер Галина Бызгу), ленкомовский спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» К. Кизи (Александр Морфов) и фаворит «Золотой маски» этого сезона с бесхитростным названием «Рассказы Шукшина» (постановка Алвиса Херманиса в Театре наций). Кстати, спектакль по Шукшину с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым прошел на фестивале два раза и вызвал такой ажиотаж, что часть публики сидела на ступеньках — в огромном зале новосибирского «Глобуса» не было свободных мест.

Современная драматургия и проза в этот раз была в основном представлена спектаклями новосибирских театров (они полноправные участники фестиваля). Единственный привозной спектакль в их череде — еще одна работа Красноярского театра им. Пушкина, «Похороните меня за плинтусом» в постановке Алексея Крикливого по нашумевшей повести П. Санаева. И о чем с сожалением говорили организаторы фестиваля — увы, интерес новосибирской публики к нему в полной мере удовлетворить не удалось. Лишь немногим счастливчикам, успевшим в первые же дни купить билеты на «Плинтус», удалось посмотреть этот хит красноярской драмы. Ну что ж, остается только надеяться, что у нашей труппы будет возможность приехать в Новосибирск на полноценные гастроли. Помнится, пару лет назад такой подарок пушкинцам — гастроли в любой город страны — пообещал губернатор края Александр Хлопонин, и хочется верить, что его обещание до сих пор в силе. А новосибирская публика пока ждет красноярцев весной на фестивале «Ново-Сибирский транзит». Предполагается, что туда отправятся «Темные аллеи» И. Бунина в постановке Олега Рыбкина.

Вырваться за пределы местечковости

Можно только позавидовать новосибирцам, что у них проводится такой фестиваль и у публики есть возможность посмотреть все лучшее, что появляется на театральной сцене. И не только на театральной — на Рождественском фестивале не менее обширная музыкальная программа. В этом году ее участниками стали Национальный филармонический симфонический оркестр России и его руководитель Владимир Спиваков, французский квартет DEBUSSY, скрипач из Израиля Илья Коновалов, московский Театр танца «Гжель», биг-бэнд Владимира Толкачева и пианист Анатолий Кролл. И несмотря на такое изобилие, перенасыщения не наблюдалась — все дни фестиваля на его площадках был аншлаг. Красноярской публике о таком празднике искусства пока приходится только мечтать...

Но Рождественский фестиваль совершенствует вкусы и представления о высоком искусстве не только у зрителей, но и у новосибирских деятелей искусства. Можно и других посмотреть, и себя показать. Причем показать не только публике, но и именитым столичным критикам, которые постоянно приезжают на Рождественский фестиваль — именно для того, чтобы посмотреть местные театры. После столь серьезного экзамена просто невозможно благодушествовать и почивать на лаврах, утешая себя ложными иллюзиями. Что, увы, нередко свойственно театрам городов, лишенным такой возможности и вынужденным вариться в собственном соку. И теряющим со временем способность адекватно воспринимать критику и постоянно совершенствоваться. Краевой фестиваль при его безусловной ценности в полной мере не удовлетворяет потребности в сторонней оценке, а выехать на фестивали в другие города удается немногим. Поэтому появление серьезного театрально-музыкального форума в крае давно уже стало не роскошью, а насущной необходимостью. Если, конечно, мы хотим вырваться за рамки местечковости...

Возможно, основой к его появлению станет череда фестивалей, которые намечены в Красноярске на конец сезона. Это «Драма. Новый код» (ДНК) и «Норильские сезоны», оба при поддержке Фонда Михаила Прохорова. Первый, который два года проводил театр им. Пушкина, как ожидается, станет всероссийским. И если все получится, ознакомиться с современной драматургией на практике смогут актеры не только краевой драмы, но и других театров (в рамках ДНК ожидается семинар по актерскому мастерству). А на фестивале «Норильские сезоны» ожидаются театры из других городов. В частности, екатеринбургский «Коляда-театр».

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать