Режиссеры — Джон Рекка, Гленн Фикарра
В ролях: Джим Кэрри, Юэн МакГрегор, Лесли Манн, Родриго Санторо
Продолжительность — 100 мин
Лучший подарок ко дню святого Валентина — кино о любви двух геев! В выпуске фильма подобной тематики в подобную дату мне лично действительно видится какое-то безрассудное благородство — это в нашей-то стране, где подобная тематика в секунду вызовет возмущенное отторжение у абсолютного большинства зрителей. Тем, кто в это большинство не входит, с удовольствием сообщаю — пусть себе возмущаются. Потому что если посмотреть на фильм «Я люблю тебя, Филлип Моррис» нормальным незашореным взглядом, выяснится, что это прекрасное безобразие, похожее мало на что.
Едва ли не самое интересное здесь вот что — это довольно причудливое кино основано на довольно причудливой реальной истории. Не зря же в самом начала фильма красуются сдвоенные титры «Всё это произошло на самом деле» и «Правда-правда». Гражданин Стивен Рассел (Кэрри), бывший идеальный семьянин и верующий полицейский, решивший официально переквалифицироваться в гея после автомобильной аварии, действительно совершал все те фантастические деяния, что изображены в фильме. Он подделывал финансовые документы, изображал адвоката, устраивался в крупную корпорацию финансовым директором по фальшивому резюме, несколько раз сбегал из тюрьмы, прикидываясь то доктором, то охранником-трансвеститом, и всё это только с одной целью — обеспечить своему любимому, голубоглазому блондину, вынесенному в название фильма (МакГрегор), должный уровень роскоши в жизни. За всё это гражданин Стивен Рассел по сей день отбывает беспрецедентное тюремное заключение в 144 года в режиме, в котором его выпускают из одиночной камеры всего на один час в сутки.
Дебютанты Рекка и Фекарра, сценаристы «Плохого Санты», взявшиеся за адаптацию журналистской книжки о деяниях Рассела, проявляют удивительную для новичков режиссерскую сноровку. У них получился не фильм даже, а такой затяжной выход из-за печки с баяном, уверенное выступление на тему «А я ещё и штопать могу, и на машинке тоже». Они с удивительной легкостью играют разными интонациями; скажем, их самый любимый приём, отточенный ими в этом фильме до блеска — это говорить что-нибудь серьёзное и мрачное, сохраняя при этом преувеличенно сияющую и довольно глупую улыбку. Так, в легкомысленной авантюрной комедии прорезается местами то вполне взрослый абсурд (сценой, в которой юному Стивену сообщают о его усыновлении, могли бы гордиться и братья Коэны), то неожиданно искренняя мелодрама. В финальной части, когда фильм серьёзно прогибается под тяжестью неожиданно прямолинейных дурацких сантиментов, грозящих увести его в воды псевдо-серьёзных слезовыжимательных драм о том, как тяжело на самом деле быть геем, становится очень тревожно. Но в самом конце, когда кажется, что всё пропало и нам подсунули очередную «Филадельфию», фильм вдруг с молодецким «оп-ля!» ударяется оземь и бодро вскакивает, легко сбрасывая с себя весь этот шлак.
При этом «Я люблю тебя, Филлип Моррис» всю дорогу каким-то поразительным образом умудряется избегать клише. И Кэрри, и особенно МакГрегор прекрасно передают всю бесконечную «гейскость» своих героев, ни разу не прибегая при этом к глупому манерничанью. У героя Кэрри до самого конца сохраняются довольно нежные отношения с оставленной им женой и дочкой. То есть, посмотрев на эту странную и запутанную историю честными широко открытыми глазами, Рекка и Фикарра поняли о ней самое главное. Что она совсем не про то, как один мужик любил другого мужика — а про то, как человек, ведомый настоящим сильным чувством, способен на пустом месте, одной только силой собственной воли, совершать невероятное. А что источник вдохновения для всего этого — довольно бессмысленный голубоглазый юноша, только и умеющий, что хлопать глазами, только подчёркивает мысль о величии человеческого духа; ему и повода достойного не надо, чтобы совершать невероятное, все главные поводы в любом случае в нём самом же. То есть, сила воли — это, на самом деле, всё, что нужно человеку для достижения любой цели. Ну, и минет время от времени тоже не помешает.
Вердикт Кочерыжкина — прекрасное кино, честно обращающееся с острой темой; уверенное заявление о себе отменного режиссерского дуэта, за чьими будущими успехами непременно нужно будет внимательно следить