Режиссер — Клинт Иствуд
В ролях: Морган Фримен, Мэтт Дэймон, Тони Кгороде, Патрик Мофокенг, Мэтт Стерн
Продолжительность — 134 мин
Избрание Нельсона Манделы президентом ЮАР, чемпионат мира по регби, объединение наций — ух, с такими темами автоматически ожидаешь чего-то неподъемного и не в меру пафосного. Но вот «Непокоренный» Клинта Иствуда — кино неспешное, почти домашнее; и в то же время про всё то, про что сказано выше. Как это у него получается — поди разбери.
История о том, как Нельсон Мандела после своего избрания президентом чуть ли не первым делом принялся воодушевлять местную регбийную команду — любимчиков и героев белых жителей ЮАР и объект лютой ненависти как символа апартеида чёрного населения — на победу в кубке мира по регби, удачно проходившего именно в ЮАР, действительно имела место быть. И победа в нём, в общем, тоже.
Другое дело, что с тех пор (а дело было в
К фигуре Манделы Иствуд подходит с поразительной сдержанностью — уважительно, но без благоговейного придыхания. Здесь даже довольно смешно смещён фокус истории — в фильме практически нет никаких пламенных и звучных речей Манделы, они все остаются либо за кадром, либо даются в такой довольно схематичной нарезке, как это сделано с выступлениями Манделы за рубежом, в ООН и так далее.
Вместо этого Иствуд долго и подробно показывает нам, как Мандела прогуливается по утрам, как наливает чай у себя в кабинете, как просматривает деловые бумаги — и из этих бытовых вроде бы нюансов Иствуд вместе с Фрименом и лепят портрет великого человека. И у них, что самое удивительное, получается — во всех этих действиях мы отчетливо видим и мудрого деятеля, и живого человека со своими слабостями и проблемами (довольно трагичная семейная ситуация Манделы здесь тоже дана пунктиром, впроброс, но в то же время весьма ярко и понятно).
Такое внимание к деталям вообще характерно для «Непокорённого» в целом — рассказывая историю больших проблем и больших свершений, он при этом всю дорогу стоически воздерживается от широких жестов. Скажем, картину национального расслоения южно-африканского общества тут блестяще передаёт история президентской охраны — в которой бок о бок приходится работать чёрным соратникам нового президента и белым охранникам бывшего, ещё вчера, не исключено, жестоко гонявших этих самых чёрных. И это намеренное приземление истории как бы развязывает Иствуду руки в плане некоторого финального пафоса — когда мы смотрим на ситуацию изнутри, глазами самого Манделы, глазами участников регбийной команды, не вылезающей из череды досадных проигрышей, нам всегда, каждую секунду понятно, что именно стоит на кону.
Название «Непокорённый» вообще относится к человеческому духу — и Иствуда в истории победы южно-африканской регбийной команды интересует именно его триумф. А как ещё встречать победу человеческого духа, нашедшего в себе силы переломить невероятно серьёзные и тяжелые окружающие обстоятельства, как не всеобщим ликованием?
Вердикт Кочерыжкина — возможно, не лучший, но всё равно неспешно-неотразимый представитель позднего режиссерского ренессанса Иствуда