Режиссер — Винченцо Натали
В ролях: Сара Полли, Эдриен Броуди, Дэвид Хьюлетт, Дельфина Шанеак, Эльфрида Чу
Продолжительность — 109 мин
Интересный случай единения формы и содержания. «Химера» канадца Винченцо Натали — фильм о результате генетического эксперимента по соединению генов животных и человека. И точно так же, как его главная героиня, девочка-мутант Дрен, выведенная в пробирке, сам фильм постоянно мутирует и демонстрирует вдруг повадки и атрибуты, которых раньше у него вроде бы не было.
Винченцо Натали — большой мастак в такого рода финтах. Его фильмы (знаменитая кибер-головоломка «Куб», стильный кибер-панк нуар «Кодер», хулигански-формалистская «Пустота») всегда ходили по тонкой грани между энергичным жанровым вздором и осмысленным авторским высказыванием, при этом категорически отказываясь определяться, что же они такое, первое или всё же второе.
«Химера» — история о том, как два гениальных генетика (прекрасный дуэт Броуди и Полли) вывели тайком от начальства гибрид животного и человека, а потом были вынуждены прятать его (вернее, её) практически у себя на даче — пожалуй, самый сложный трюк Натали.
Просто наблюдать за «Химерой» в динамике, смотреть, как она развивается, и почти незаметно переключается из одного регистра в другой — сплошное удовольствие. Начинается всё, как мрачноватая предостерегающая фантастика про генную инженерию — но как только результат эксперимента, странное существо на ножках и с хвостом, появляется в кадре, «Химера» аккуратно разворачивается в сторону довольно тонкой и злой сатиры на семейную жизнь и её привычные роли. Причем, поскольку Дрен растёт с невероятной стремительностью, вопросы насильного кормления орущего малыша быстро сменяются вопросами воспитания чувств и тонкостей взаимоотношений внутри семейного треугольника.
Натали не стесняется щедро подливать масла в огонь — скажем, в какой-то момент становится ясно, что ферма, где герои прячут Дрен (свой, можно сказать, семейный секрет), хранит и другие секреты из детства героини Сары Полли. И намечая эти дополнительные направления (у Броуди есть брат, с которым они работают вместе; когда в паре кто-то говорит слово «ребёнок», тут же возникает не озвученное, но ощутимое напряжение), автор отказывается воплощать их в буквальность конкретных сюжетных линий — от чего, понятно, остаётся масса вопросов.
И когда этих вопросов накапливается уже как-то до неприличия много — это о семейной жизни? О морально-этических принципах? Об искусстве (герои-генетики явно думают, что занимаются чем-то важным и очень значительным)? Об опасностях слепого стремления к прогрессу? Всерьёз, наконец, это всё или всё-таки нет? — Натали делает непроницаемое лицо и отвечает «Вы о чём? Я вообще-то тут просто хоррор снимаю», и демонстративно выходит в концовке за всякие флажки. И вот несколько хамоватое изящество, с которым автор уходит от всякого определенного ответа и проскальзывает между жанровыми маячками по одному ему известной траектории — это, наверное, самое прекрасное, что в «Химере» есть. Не считая странной лысой девушки с ногами коленками назад и хвостом, разумеется.
Вердикт Кочерыжкина — явное перевыполнение плана — эффектно сделанный актуальный хоррор, который при этом ещё и умное, злое, тонкое, удивительно грамотно устроенное кино про многое сразу