Режиссеры — Роберт Родригес, Этан Маникис
В ролях: Дэнни Трехо, Мишель Родригес, Джессика Альба, Стивен Сигал, Роберт Де Ниро, Джефф Фэйхи, Линдси Лохан, Дон Джонсон, Чич Марин, Том Савиньи
Продолжительность — 105 мин
Полнометражное кино по мотивам фальшивого трейлера, придуманного специально для сдвоенного проекта двух записных пост-модернистов, в рамках которого они решили отдать дань памяти плохому старому кино — такой вот извилистой тропкой шёл фильм «Мачете» на киноэкраны. Понятно, при таком уровне условности это получается уже не кино, а такая игра в кино — но игра, надо признать, бодрая и зажигательная.
Такими необузданными игрищами мексиканский многостаночник Роберт Родригес, человек и пароход — режиссер, сценарист, оператор, монтажёр, композитор, владелец собственной студии и компании спецэффектов — активно занимается уже последние несколько лет. У него что ни фильм, то очередной мета-эксперимент — он то превращает киноизображение в движущийся комикс, то перемалывает жанр шпионского боевика для младшего школьного возраста, то одним из первых начинает экспериментировать с форматом
Теперь вот «Мачете», своего рода кинематографический аналог максимы «пацан сказал — пацан сделал»; пообещал своему давнему корешу и соратнику Дэнни Трехо как-нибудь развернуть придуманный специально для «Грайндхауса» фальшивый трейлер про Мачете в полнометражное кино — пожалуйста, держите.
При такой родословной у «Мачете», в общем, не было особых шансов быть чем-либо ещё, кроме развесёлого кровавого бардака. Уже сам ролик, от которого Родригесу приходилось отталкиваться, был гротескной пародией на его собственное творчество — Трехо там по сути сыграл гипертрофированную версию собственного персонажа из «Отчаянного», безжалостного убийцы с кинжалами. В полном метре Родригесу приходится преувеличивать и без того преувеличенное — выходит такой необузданный трэш в кубе, чистая эксплуатация, существующая исключительно ради безумного и слегка людоедского «фана».
Понятно, если пытаться смотреть на «Мачете» с хоть сколько-нибудь серьёзных позиций, то претензий к нему можно найти море. Например, видно, что короткая кровавая залепуха не очень здорово растягивается на полный метр. Где-то Родригес очевидно тянет время до нужного хронометража, а в других местах, наоборот, срывается вдруг на ненужные подробности (вся история превращения героини Линдси Лохан в монашку с магнумом кажется по недоразумению вклеенной из какого-то другого фильма). Или заметно, что Родригес много заимствует сам у себя — сцены с уличной схваткой на ринге и нападением вооруженных бандитов на утро после ночи с прекрасной девой тут случаются, кажется, ровно в тех же моментах истории, что и в «Отчаянном». Для смеха одного из уличных бойцов даже зовут точно так же, как в «Отчаянном». Играет его, правда, совсем другой актёр.
Но смотреть «Мачете» таким образом — значит, пытаться играть с Родригесом не по тем правилам, которым следует он. Никакая целостность высказывания «Мачете» на фиг не нужна — это кино, которое существует исключительно ради тех моментов, в которых нужно хлопать себя по коленкам и в последнюю секунду сдерживать изумленно-восхищенное «Ну ни хрена себе!», рвущееся наружу. Таких тут — более чем в достатке. Мачете одним махом срубает три головы сразу. Мачете уделывает в драке чувака, не отпуская своего бурито. Джессика Альба просыпается рядом с Мачете и, гм, делает проверку. Священник достаёт из багажника два дробовика сразу. Медсестры с УЗИ. Стивен Сигал с мачете в пузе. Мачете не смс-ит, Мачете импровизирует. И так далее.
И в конечном итоге самый важный, единственно важный вопрос, который хоть что-то решает в случае «Мачете» — это насколько лично вы разделяете безграничный энтузиазм Родригеса в адрес дурного старого трэша, который он с такой любовью реанимирует и преувеличивает в «Мачете». Если все его кровавые эксперименты надоели хуже горькой редьки, то на «Мачете», конечно, делать нечего. А если каждая отрубленная конечность, каждый фонтан крови и каждая дурная шутка по-прежнему вызывают чистый детский восторг — то «Мачете» как раз для вас.
Вердикт Кочерыжкина — очередное не-совсем-кино от Роберта Родригеса; оголтелое и кровавое признание в любви дурной старине