Режиссер — Гарет Эдвардс
В ролях: Скут МакНейри, Уитни Эйбл
Продолжительность — 97 мин
Жанру научной фантастики в последнее время везёт на дебютантов с идеями. «Район № 9» Нила Бломкампа, «Луна» Данкана Джонса — теперь в этот ряд можно поставить и «Монстров» англичанина Гарета Эдвардса.
С «Монстрами» занятная загогулина. С одной стороны, чем больше знаешь о том, как они были сделаны, тем интереснее; с другой же, в идеале на них нужно идти, не зная о фильме вообще ничего.
Да, формально — это фантастическое роуд-муви про двух героев, пробирающихся через инфицированную зону между Мексикой и США, в которой окопались прилетевшие несколько лет на исследовательском космическом зонде огромные ходячие осьминоги. Но, как и всякая лучшая фантастика, «Монстры» на самом деле не про фантастику — они в первую очередь про людей, про контакт человека с человеком.
Этот поворот — как из фантастического фильма про пришельцев прорастает неспешная медитативная история о зарождении любви — он очень смелый для дебютанта. Ведь подавляющее, смею полагать, большинство зрителей, пришедших на фильм про инопланетян под названием «Монстры», не скажут режиссеру спасибо за то, что им показали задумчивый роуд-муви про то, как журналист и грустная блондинка находят друг в друге что-то важное. Зато те, кто скажут, вероятнее всего влюбятся в фильм насмерть — и Эдвардс, видимо, рассчитывал именно на них.
Для дебютанта Эдвардс, кстати говоря, вообще феноменально уверен в своей публике. О половине важных вещей в «Монстрах» говорится не то чтобы намёками, а не говорится вовсе — Эдвардс не только незаметно для всех смыкает самое начало и самый конец фильма, от чего драма оборачивается полноценной трагедией, но и умудряется за скобками отправить в тартарары практически целый мир. От этих стратегических недоговоренностей после «Монстров» остаётся странное, почему-то очень щемящее послевкусие — такое хрупкое ощущение потери равновесия, которое накрывает, когда тебе негромко и в двух словах расскажут вдруг что-то, меняющее весь твой мир.
Стоит также отметить, что для дебютанта Эдвардс довольно ухватист и в плане чистого жанра — местами на «Монстрах» честно и по-хорошему страшно. Видно, что если дать этому парню хороший голливудский бюджет («Монстры» были сделаны за смешные 15 тысяч долларов, партизанским методом, съемочной группой из 4-х человек, двое из которых были главными актёрами), он запросто сбацает внятный и забористый фантастический блокбастер.
Но в «Монстрах» он этого не делает — не потому, что не умеет, а потому, что хочет немножко по-другому. И, в общем, именно это «по-другому» — главное в «Монстрах». Именно оно даёт надежду, что в будущем у Гарета Эдвардса не просто очередная большая голливудская франшиза, в которой он довольно осядет в статусе талантливого ремесленника с идеями, а что-то куда более интересное и неожиданное.
Вердикт Кочерыжкина — хорошая грустная фантастика, для дебюта и вовсе отличная