Режиссеры: братья Страус
В ролях: Эрик Балфур, Скотти Томпсон, Дональд Фэйзон, Дэвид Зайас, Бриттани Дэниел, Кристалл Рид
Продолжительность — 90 мин
Интересно, будет ли у фильма «Скайлайн» хоть одна афиша в мире, на которой будет гордо написано «От создателей фильма „Чужие против хищников: Реквием“»? Скорее всего, нет, а жаль — в творческой вселенной братьев Страус «Скайлайн» именно что опус магнум, главное произведение всей жизни, после которого, действительно, хоть ложись и помирай, ибо цель уже достигнута.
Занятно — это уже второй за год, после «Монстров» Гарета Эдвардса, плевок в сторону большого Голливуда с его астрономическими бюджетами. «Скайлайн» сделан Страусами за смешные деньги, в буквальном смысле у себя дома (в свободное от работы время в пентхаусе, вокруг которого герои весь фильм бегают от злых инопланетян со щупалками, проживает один из постановщиков), совсем без звезд — максимум, на который их хватило, это смешной лягушастый негр из сериала «Клиника». Стоит отметить, правда, что Страусы также имеют собственную компанию по изготовлению спецэффектов, обычно выполняющую заказы крупных голливудских студий — именно её стараниями в фильме появилось такое количество красочных инопланетных тварей и огромных кораблей.
Впрочем, артельный принцип работы — не единственная разница между «Скайлайном» и «Монстрами», над которыми Эдвардс трудился в одиночку. В отличие от романтически настроенного англичанина, решавшего в своём фильме ещё и какие-то творческие задачи, у братьев Страус амбиции попроще. «Скайлан» — предельно ломовой, абсолютно прямолинейный (порой даже слишком) взгляд на блокбастер со спецэффектами, где смысл всего происходящего в первую очередь в том, как здорово носятся по экрану красивые пиксели. Он сочинён и исполнен со специальной беспечностью по поводу всяких мелочей типа здравого смысла и логики человеческих взаимоотношений, которая часто роднит авторов блокбастеров за сто лимонов с хвостиком и кинокартин в жанре «полный трэш».
В качестве завязки тут используется вечеринка в пентхаузе, где специалист по спецэффектам уговаривает старого друга присоединиться к его конторе. (В диалогах временами проскальзывает невольная правда о методах работы Страусовской компании: «Как там сцена с битвой роботов? — Получилось говно, но режиссеру вроде понравилось»). Дальше по ходу дела отчетливо чувствуется, как мучительно сценаристам каждый раз придумывать повод героям о чём-нибудь поговорить в перерывах между беготней — так, помимо освященного традицией спора о том, что лучше, отсидеться или попробовать рвануть к свободе, появляется и довольно упоительная беседа о вреде курения. К счастью, мучения сценаристов всякий раз облегчают инопланетные твари, прорисованные, к слову, куда лучше, чем характеры персонажей. Впрочем, эта особенная чистосердечная наивность регулярно пронизывает собой и боевые сцены. Скажем, в какой-то момент бравая американская авиация пуляет по зависшему над Лос-Анджелесом огромному кораблю пришельцев ядерной ракетой, после чего в пентхаусе героев, наблюдающих за этим с расстояния в несколько кварталов, даже стёкла из окон не выносит.
С задачей объяснить цель нападения инопланетян на Землю «Скайлайн» тоже справляется с подкупающей прямотой — впрочем, этот приятный сюрприз потенциальным зрителям я портить не буду. Отмечу лишь, что к финалу этот и так не самый стабильный фильм окончательно слетает с катушек. Концовка тут довольно бравая — причем решить, как именно к ней стоит относиться, в стиле «Вот это да!» или всё-таки «Какого хрена?!», довольно сложно. Теперь только мучает любопытство — это так братья Страус понимают заявку на сиквел? Если да, то логично — сиквел в таком случае можно нарисовать целиком без людей, удобно.
При всей своей прямоте и запредельности «Скайлайн» — всё-таки шаг в верном направлении для братьев Страус. По крайней мере, здесь они не заставляют монтажера рубить пленку в невыносимое визуальное крошево, как в «ЧПХ:Р». Даже если это продиктовано понятным желанием дать публике как следует рассмотреть нарисованные их родной компанией штуковины, всё равно спасибо. Ну, и хочется надеяться, что когда-нибудь на свете найдётся любознательный психиатр, которому захочется побеседовать со Страусами насчёт их пристрастия к сведению на одной площадке нарисованных чудищ и беременных женщин. Наверняка в этой беседе вскроется немало интересного. Но это уже совсем другая история.
Вердикт Кочерыжкина - лихой забубённый трэш про инопланетян со спецэффектами