Фильмов про новый год и Рождество на свете — примерно вагон и маленькая тележка. Посвящать свои праздники выяснению, кто из них достоин внимания, а кто нет — затея бессмысленная, чисто в силу немыслимого объема материала. Но несколько беспроигрышных вариантов — по крайней мере, с моей точки зрения — на свете всё-таки существует, и сейчас я вам про них расскажу.
«Реальная любовь»
Режиссерский дебют Ричарда Кёртиса, сценариста фильмов «Четыре свадьбы и похороны» и «Ноттинг-хилл», самая неотразимая сентиментальная фигня в мире. Вернее, не так — эпический колосс мира сентиментальной фигни, кино, в котором случается не один праздничный хэппи-энд, а сразу с десяток (плюс ещё парочка таких, которые не очень-то «хэппи»).
Почему взрослым, начитанным и интеллектуально богатым людям от такого стоило бы воротить нос, понятно прекрасно. Но — когда мальчик с табличками приходит к Кире Найтли, дети Эммы Томпсон одеваются в омаров, сын Лайама Нисона садится за барабанную установку, а Колин Ферт произносит первые неловкие слова по-португальски, сопротивляться этому локомотиву романтических клише, прущему на проход через самое сердце, никак не получается.
«Крепкий орешек»
Погодите делать удивленное лицо — да, я знаю, что это боевик, в котором Брюс Уиллис изобретательно убивает людей. Но, чёрт возьми — когда в финале взорвётся всё, что должно взорваться, все плохие парни умрут, а за кадром зазвучит бессмертная «Let It Snow», праздничное настроение возникнет, как по волшебству. То же самое, в принципе, относится и ко второй части, на которую принято смотреть с лёгким презрением.
Да, она чуть более комическая и навороченно-невероятная, чем пристало уважающему себя боевику — но когда в самом конце израненный Брюс тащится по заваленной пылающими обломками взлётной полосе и дурным голосом кричит «Холллииии!», срабатывает ровно тот же эффект, что описан в последнем предложении рассказа о предыдущем фильме.
«Странные дни»
Фильм Кэтрин Бигелоу по сценарию Джеймса Кэмерона — эти имена обычно связываются с чем угодно, но не с праздничным настроением. «Странные дни», действительно, не то чтобы праздничный фильм — это стильный фантастический нуар с совершенно гибсоновской историей, действие которого развивается в канун нового
Многослойная, запутанная история, в которой сходятся новые технологии, старые обиды, коррумпированные полицейские и музыкальная индустрия, закрутится в убедительно тугой и опасный клубок — в фильме хватает и перестрелок, и трюков, и смертельно опасных ситуаций. Но Бигелоу, не теряя в оборотах, всё же сумеет при помощи первоклассного дуэта Рэйфа Файенса и Анджелы Бассет нащупать в этом нагромождении мрачного, страшного и жесткого правильную пронзительно-человеческую ноту, которую великолепно подхватит композитор фильма Грэм Ревелл. Есть подозрение, что если бы Кэмерон снимал фильм сам, у него вряд ли бы получилось так же здорово.
«200 сигарет»
В
«Квартира»
А вот это — главное новогоднее кино на свете, да и просто один из лучших фильмов вообще. Эта снятая в
Мир корпоративных романчиков здесь показан безо всяких прикрас — в свете чего ещё более удивительно, что Уайлдер все два часа блистательно держится в рамках сентиментальной праздничной комедии про любовь. Этот манёвр довольно трудно описать — в конце концов, на свете не так уж много удивительно смешных и нежных фильмов о том, как большая корпоративная зверюга ест на завтрак идеалистическую молодость.
К тому же из «Квартиры» можно узнать и массу других интересных вещей — например, что корпоративные празднования в
Сергей Мезенов