Мы все уже привыкли к тому, что физиономия Джейсона Стэтхема на афише — уже практически готовый торговый знак. Что будет в фильме — понятно автоматически: пушки, взрывы, стиснутые зубы, немного мужского стриптиза. Традиционный, в общем, набор.
Меж тем, в карьере актёра бывают не только зубодробительные боевики. Редко, но бывают. Давайте рассмотрим те случаи, когда Стэтхем немного отходил от шаблона, и что при этом получалось.
«Ограбление на Бейкер-стрит»
Этот комедийный криминальный триллер Роджера Дональдсона, на первый взгляд, строится под почерк Гая Риччи, давшего Стэтхему путевку в жизнь. Но это только на первый — на самом деле в «Ограблении на Бейкер-стрит» Стэтхем играет не столько крутого уличного махинатора или несгибаемого человека-машину, сколько обычного парня, который выкручивается из сомнительных ситуаций при помощи мозгов и интуиции, а не железных кулаков. Заканчивается всё и вовсе феноменально — когда его спрашивают, как ему удалось разрулить запутанный клубок немыслимых проблем, он честно жмёт плечами и говорит «Да чёрт его знает».
«Револьвер»
Попытку Гая Риччи живописно извиниться за «Унесенных морем» с Мадонной мировая общественность тоже не очень-то оценила. О самом фильме говорить можно разное, но что Стэтхем в главной роли играет не совсем типичного для себя героя — это очевидный факт. Риччи даже смешно подчеркивает этот факт, организовав вечно бритоголовому Джейсону длинные черные волосы. Его герой в «Револьвере» — гениальный игрок, аферист, умник, который то ли сходит с ума, то ли восходит к высокой степени безумства, то ли переживает какую-то иную, не менее экзистенциальную коллизию. И проделывает он это более чем убедительно.
«Розовая пантера»
Понятно, тут у Стэтхема роль совсем эпизодическая — его убивают минуты, кажется, через две (и это не спойлер) после начала фильма. Но участие именно в этом фильме прямо говорит о том, что Джейсон готов расширять рамки своей актерской деятельности любыми способами, в том числе и участием в глупых комедиях. Ну, и потратить две минуты экранного времени, чтобы в кадре поцеловаться с Бейонси — тоже весьма неплохой результат.
«Лондон»
Большую часть этого фильма (который вообще-то не про город, а про девушку по имени «Лондон») Джейсон Стэтхем сидит в ванной на пару с героем Криса Эванса, его будущего партнера по фильму «Сотовый». В том фильме Джейсон за Эвансом весь фильм гоняется; в этом они в основном пьют, принимают наркотики и ведут долгие экзистенциальные беседы про жизнь, чувства и прочее, и ещё иногда дерутся. И в разговорном амплуа, как выясняется, Стэтхему есть, что сказать.
«Костолом»
В этой тюремно-футбольной комедии Джейсон более-менее похож на себя — он лыс, брутален, и играет довольно свирепого зека. Но — поскольку это комедия, здесь ему выпадает больше возможностей творчески поиздеваться над этим амплуа, что он с радостью и делает.
Сергей Мезенов