Режиссер — Леван Габриадзе
В ролях: Константин Хабенский, Мила Йовович, Иван Ургант, Сергей Гармаш, Владимир Меньшов, Ольга Тумайкина
Продолжительность — 97 мин
Дети, футбол, свадьба, вечные Хабенский с Гармашом, Мила Йовович в качестве внезапного бонуса для придирающихся с завышенными запросами, плюс Бекмамбетов незримо за кадром — та-дам, готов рецепт настоящего народного кино. Народнее, чем «Выкрутасы», правда, уже некуда — если бы это кино предприняло ещё больше усилий, чтобы понравиться сразу всем, оно бы превратилось в нечто среднее между «Танцами со звездами на льду» и передачей Малахова. Геннадия или Андрея, неважно.
Что у Бекмамбетова редкое чутье на потребности массового зрителя, давно не новости. Пару лет назад он гениальным образом выманил в кинозалы ту публику, которая не появлялась там с ельцинских времён — повторить этот трюк, правда, пока не удалось, но вовсе не потому, что никто не старался. Недавние «Ёлки» подтвердили — Бекмамбетов правда отлично понимает, на какой конкретный набор маячков массовый зритель реагирует благостней (и массовей) всего. При этом, чем дальше, тем больше эти его беспроигрышные конструкторы напоминают почти что настоящее живое кино. «Выкрутасы» тоже временами похожи на настоящее, живое кино, но при этом очевидно, что они — такой же конструктор; места соединения в них видны настолько отчетливо, что кажется, что их можно потрогать.
«Выкрутасы» делались долго и трудно; за те несколько лет, что они шли к своему зрителю, у них несколько раз менялись и название, и концепция. По конечному фильму это заметно — к своей основной истории (про то, как скромный школьный учитель случайно становится тренером команды футболистов, собранной их беспризорников) «Выкрутасы» подбираются совсем уж извилистым путём. На то, чтобы поставить размазню-Хабенского во главе детской команды, фильм бросает неудачный дебютный роман, сломанную ногу, идиллические катания по Москве в обнимку с Йовович под Чичерину, влюбленную директрису, грядущую свадьбу, детский чемпионат по футболу, упёртого депутата и отъем паспорта — и всё это примерно в первые 15 минут.
Вся эта громоздкая сюжетная мешанина работает только на одну смешную шутку — что примерно половину фильма новоиспеченный тренер по фамилии Колотилов изо всех сил стремится заставить свою команду проиграть. Когда же на экране собираются те самые пацаны-беспризорники, из которых Колотилов набирает себе команду, случается дико смешная и явно совершенно незапланированная вещь. Их мощная, непосредственная детская энергетика будто безжалостным рентгеном высвечивает всю надуманную условность навороченной вокруг них ситуации. То есть, если бы «Выкрутасы» так не суетились и просто рассказали историю про команду беспризорников, которая вдруг начала всех рвать на детском чемпионате по футболу, получилось бы вполне здорово — такой симпатичный и энергичный клон «Шаолиньского футбола» Стивена Чоу с поправкой на возраст игроков.
Но на другом фланге «Выкрутасов» работает сюжет с разваливающейся на ходу свадьбой Хабенского с Милой Йовович, куда новоиспеченный тренер поневоле никак не может доехать. И это, в общем, такой специальный аттракцион под названием «В роли Нади выступает народная артистка Мила Йовович», совершенно ненужный, но почти столь же неотразимый.
С русским текстом Йовович работает с той же сконцентрированной тщательностью, с какой обезвреживают бомбы посреди переполненного детьми торгового центра или ходят по канату над кишащим аллигаторами рвом. Наблюдать за этим ужасно умилительно, но дело не только в этом. Из-за этой старательности Мила иногда немножко забывается, и в эти секунды фильм проваливается в чистое комическое золото. Вот она говорит «Ну мам!», вот она поёт песню «Ах, эта свадьба пела и плясала», вот крушит огромный торт чем-то тяжелым, кажется, пылесосом. В эти секунды хочется, чтобы не было больше вообще ничего, а только Мила и микрофон, или Мила и торт.
Но, понятно, рано или поздно два фланга истории надо свести в один — и создатели «Выкрутасов» решают этот вопрос с максимальной бесхитростностью. Мила приезжает из Москвы сама, прямо в подвенечном платье, и немедленно всё понимает, злой Гармаш проваливается в дырку в заборе, и наступает всеобщее торжество добра и справедливости — в том смысле, что пока у нас есть такие пацаны, мы им всем покажем на чемпионате мира 2018 года! И попробуйте теперь сказать, что «Выкрутасы» не актуальное народное кино!
Вердикт Кочерыжкина — романтически-футбольная комедия с конвейера Тимура Бекмамбетова, страшно суетливая, но местами живая