Режиссер — Ричард Айоэйд
В ролях: Крейг Робертс, Ясмин Пейдж, Ноа Тэйлор, Салли Хоукинс, Пэдди Консидайн
Продолжительность — 97 мин
Школьные годы чудесные — все, кто эти самые школьные годы проходил, в курсе, что это враньё, никакие они не чудесные. Про это уже написана масса книг и снята масса фильмов — и вот вам ещё один, под названием «Субмарина». Не лучший в своём роде, но всё равно хороший.
«Субмариной» в большом кино дебютировал англичанин Ричард Айоэйд, смешной человек, которого все любители английских телесериалов могли наблюдать в роли Мосса в замечательной комедии «Компьютерщики» (а некоторые более подкованные ещё и в «Госпитале „Даркплэйс“»). За эту историю о взрослении и первой любви впечатлительного
Простите меня за этот фейсбучный слэнг, но в данном случае он на редкость уместен — снимая кино про внутренний мир
Рапиды, разноцветные титры, неуловимо-годаровский монтаж романтических съемок на
Но он идёт дальше, туда, где параллельно этому фейерверку стилистических уловок начинают разворачиваться вполне взрослые драмы. И каждая из них грозит разорвать на части этот уютный подростковый мирок, аккуратно слепленный из фоток любимых артистов, вырезок из любимых журналов и книг и цитат из песен. Первое неосторожное предательство, семейные проблемы родителей, первое столкновение со смертью — именно здесь оказывается, что бесконечная внешняя «мимими»-шечность «Субмарины» есть просто ловкая маскировка. Под ней бьётся большое доброе сердце, но важней даже не это — а то, что из-под маски смотрит прямой и честный взгляд.
Выстраивая вокруг своего героя полностью соответствующую его чаяниям кинематографическую реальность, фильм, тем не менее, отказывается играть с ним в эмоциональные поддавки. Когда Оливер ошибается, путается, заигрывается и творит глупости, «Субмарина» не покрывает своего героя — скорее, она спокойно фиксирует его промахи и глупости, а потом аккуратно помогает ему найти выход. В этом спокойствии чудится большое благородство авторов — со своей позиции взрослых они прекрасно знают, что из подобных маленьких драм, в принципе, состоит вся наша жизнь, но в то же время они с уважением относятся к тому, как Оливер воспринимает каждую из них как вселенскую катастрофу.
Собственно, в умении сосуществовать с этими драмами отчасти и состоит процесс взросления — и та нежность, с которой Айоэйд выводит своего героя к пониманию этого в безупречно ненавязчивом финале, заслуживает настоящих аплодисментов. То, как в «Субмарине» сочетаются совершенно подростковая необузданная фантазия и взрослое понимание важных вещей, говорит об одном — в полку хороших молодых режиссеров прибыло. Ура, друзья.
Вердикт Кочерыжкина — хорошее, умное и честное кино про взросление и первую любовь, к счастью не ограничивающее себя одними стилистическими финтифлюшками