Новый роман Виктора Пелевина неслучайно вышел аккурат накануне новогодних каникул. Хитрый маркетинговый ход, надо полагать. Вот увидят фанаты Пелевина книжку с родным именем на обложке и тут же купят, чтобы все длинные выходные наслаждаться, учить слова и выписывать в записную книжечку остроты и афоризмы. Нефанатам Пелевина читать его новый роман не рекомендуется — при всем уважении к этому автору. В 2011 году существовала интрига, что Пелевина-де номинировали тайным голосованием на получение Нобелевской премии. Премию в итоге дали шведскому поэту Трансу Транстремеру, а Пелевин написал «S.N.U.F.F» — видимо, в утешение себе и поклонникам. Самая скучная книга «позднего Пелевина», и я в этом уверен. Текст, оставляющий ощущение заезженной пластинки.
Сюжет: в далеком будущем весь мир делится, пардон за тавтологию, на два мира — нижний и верхний. Верхний — это преуспевающий глобалистический капиталистический рай, который называется офшаром (именно так, через «а»). Нижний мир называют Уркаиной те, кто там живут (находится он на территории Сибири), и «страной Орков», Оркландией — во всем остальном мире. В этом мире люди разговаривают на своем специальном среднесибирском языке, который придумали специальные люди из страны Ацтлан, где все сидят на коксе и расплачиваются за работу коксом. Орки-урки (кстати, местные не любят, когда их так называют) мечтают попасть в верхний мир, а пока режут друг друга, ездят на мопедах, а самые преуспевающие освоили транспортное средство «моторгенваген». Разумеется, истинные орки считают, что истина, духовность и смысл существования планеты находятся именно в их родной Уркаине (где существует даже глобус Уркаины), а не в парящем где-то в недоступных далях верхнем мире, куда самые продвинутые уезжают и становятся «глобальными урками». Еще в жизни обеих миров присутствует такое явление, как маниту — это и монеты, и специальные колдовские практики. Повествование ведется от имени Демьяна Лунгвальда Дамимолы Карпова, боевого художника (в том смысле, что он специализируется на создании графики для компьютерных военных игр; в новом мире обязанности боевого летчика и оператора новостей совмещены). У Демьяна есть летающая боевая камера с ракетами и пушками. На досуге Демьян занимается сексом с ростовыми человеческими куклами, за что его зовут пупорастом. Пожалуй, хватит. Все остальное примерно в том же роде.
Я так и не понял, зачем все это читал. Еще один вопрос — зачем Пелевин все это писал. Писателю явно изменило чувство меры. Потому что «S.N.U.F.F.» — это не остроумная (местами даже очень) фантазия на темы русской литературной классики, какой была его книга «t». Это не забавная конспирологическая сатира, как «Ананасная вода для прекрасной дамы». Не тонкие наблюдения и игры разума. И уж тем более не описание сегодняшнего состояния российского общества — почему-то считается, что Пелевин в метафорической, притчевой форме рассказывает нам «о времени и о себе». А что остается в итоге? Так называемый стеб. Молодой писатель Пелевин 20 лет назад сделал себе имя на стебе — тонкой иронии над происходящим, игры (иногда глумливой, иногда восхитительно изобретательной) с навязшими штампами и приметами повседневности. Но, похоже, Пелевин заигрался. Потому что его новая книга оставляет ощущение какого-то вязкого бреда, полного невнятных обличений и туманных (ох, до чего же туманных!) намеков. В принципе, поклонники Пелевина останутся довольны: когда в его книгах Бэтмен и урки говорят на одном языке (среднесибирском, как мы помним), мастерство автора оценивается одним словом — «прикольно». Всем же остальным лучше не брать в руки «S.N.U.F.F» и перечитать чего-нибудь из раннего Пелевина. «Чапаева и Пустоту» или «Омон Ра». Все-таки он хороший же писатель, а творческие неудачи случаются у всех.
Влад Толстов