Режиссер — Питер Берг
В ролях: Тэйлор Китш, Бруклин Деккер, Таданобу Асано, Рианна, Лайам Нисон, Александр Скарсгаард, Джесси Племонс, Хэмиш Линклейтер
Продолжительность — 139 мин
Б5? Попал. Б6? Убил! Эти бессмертные заклинания в «Морском бое» — к сожалению — не звучат, но вполне могли бы; в основе этого фантастического блокбастера стоимостью в 200 миллионов именно тот самый «Морской бой», настольная игра с нарисованными корабликами.
Главной творческой (гм) силой, стоявшей за появлением кинематографиеской версии «Морского боя», была игрушечная корпорация «Хасбро». Та самая, что, как оптимистично указано на афише «Морского боя», «подарила» нам «Трансформеров» — что в свете прогрессирующе-чудовищных второй и третьей частей понятным образом казалось весьма сомнительной рекомендацией. Постановщик «Морского боя» Питер Берг немножечко не Майкл Бэй (по крайней мере, кадры у него мелькают с чуть меньшей конвульсивной частотой), но некоторая общая с «Трансформерами» стилистика в его фильме удивительным образом выдерживается. Та же серо-голубая цветовая гамма с проблесками оранжевого, те же блики на остроугольно-очерченных поверхностях инопланетных гостей, то же граничащее с фетишизмом завороженное ласкание камерой всего, что связано с американскими военными — «Морской бой» моментально опознается как продукт единой с «Трансформерами» творческой вселенной.
Кстати — эта общность означает, что у «Морского боя» те же, выразимся так, особенные отношения со сценарием, что обычно свойственны «Трансформерам». Даром что «Морской бой» сочиняли совсем другие люди (авторы комического пенсионерского боевика «Р.Э.Д.», тоже не самого внятного фильма на свете) — бардак на выходе у них получается абсолютно такой же.
В первые полчаса фильм предпринимает невероятное количество усилий, чтобы внятно оправдать и грядущее инопланетное вторжение, и непременную трансформацию главного героя (Китш) из комического раздолбая в, простите за тавтологию, героя. Дальше же, когда начинается основная движуха, на «Морской бой» нападает необъяснимая нарративная лень. Ему лень объяснять, какого рожна инопланетные корабли, только что пролетевшие много миллионов километров сквозь космос, потом весь фильм прыгают кузнечиками по воде. Лень уточнять, как выживают в смертельно опасных ситуациях главные герои — просто в один момент человек сигает вниз с высоко задравшейся кормы тонущего корабля практически в его разверзающееся нутро, а в следующий его уже благополучно втаскивают в шлюпку. Лень придумывать, почему электромагнитный импульс, уничтоживший всю электронику кораблей, пощадил электронные датчики наблюдательных буев, данными с которых моряки начинают пользоваться в определенный момент. Лень задумываться, почему, если силовое поле инопланетян, которыми они отгородили Гаваи от всего остального мира, уходит под воду всего на две мили, туда нельзя отправить подводные лодки.
Да что там, даже на уровне реплик и будничных действий «Морской бой» отличается некоторой заметной незамутненностью. «Бум», говорит певица Рианна, выстрелив из корабельной пушки, будто для непонятливых. «У меня плохое предчувствие», глубокомысленно замечает главный герой после того, как два из трёх кораблей, оказавшихся внутри силового колпака пришельцев, уже были благополучно уничтожены. «Мы выловили его из океана, он там плавал», кивают моряки на пришельца, облаченного в металлический защитный костюм, под весом которого гнутся ступеньки капитанского мостика. Лобовое стекло инопланетного корабля, пролетевшего миллионы километров сквозь космос, пробивается парой выстрелов из противотанкой винтовки. В ключевом эпизоде совершается маневр, подсмотренный в «Пиратах Карибского моря». Когда надежды нет, Землю спасает угольное топливо и группа AC/DC.
Впрочем, смотреть «Морской бой» практически не больно и даже умеренно интересно — особенно если не думать вообще ни о чём происходящем на экране и воспринимать всё, как сплошной поток энергичного шума, который входит в одно ухо и выходит из другого.
Вердикт Кочерыжкина — блокбастер со спецэффектами по мотивам настольной игры — с соответствующим уровнем смыслового наполнения