Главная
>
Статьи
>
ДДТ: Добра держись

ДДТ: Добра держись

23.04.2012
20

22 апреля концертом во Дворце спорта имени Ивана Ярыгина группа «ДДТ» представила свою новую программу «Иначе».

«Мы готовили эту программу два года», не без гордости заявляет Юрий Шевчук, а затем вдруг с совершенно бесхитростной интонацией, будто обращаясь к приятелю по чаепитию, затянувшемуся на кухоньке за полночь, спрашивает: «Ну, что, вам нравится?» Переполненный Дворец спорта отзывается дружным одобряющим рёвом — впрочем, у меня за спиной мужчина пытается перекричать общий шум и донести до Шевчука альтернативное мнение. «Шляпа!» - кричит он зычным басом, но силы голоса не хватает, и он закашливается.

Понять, почему новая программа «ДДТ» может вызывать в том числе и негативные реакции, несложно. Первые часа полтора концерта «ДДТ» упрямо играет совершенно новый материал, причем делает это практически строго по сформированному альбомному расписанию. А новый материал альбома «Иначе», первого после четырехлетнего перерыва — слушанье не самое легкое; больше часа гулкого, жестяного рока, в котором Шевчук в довольно жесткой и прямолинейной форме пытается разобраться с нашим сегодняшним днём. Практически каждая песня — как отчаянный и страстный приговор, как выстрел в лицо коллективному злу; даже названия не позволяют никаких отступлений в виде двойных трактовок — «Кризис», «Новая Россия», «За тобой пришли», «Пустота», «Песня о свободе».

В концерте «ДДТ» исполняют новую программу так, что их посылы становятся только жестче и мощнее. Феноменальное по исполнению и размаху сопровождающее концерт видео, демонстрирующееся на экране, превосходящем по размеру сцену, отлично дополняет и расширяет содержание песен. Когда «ДДТ» прощается с двадцатым веком в песне «Родившимся этой ночью», по экрану живописным коллажем летят приметы российской жизни конца XX века (в число которых комичным образом входят и обложки тогдашних пластинок «ДДТ»). Когда заводят жуткий, удушающий «Кризис» со злющим припевом «Мою родину сожрал СПИД, нашу родину сожрал стыд!», превращающийся в концерте в натуральный индустриальный метал, на экране подросток в чёрном худи отчаянно пытается разбить битой отделяющее его от аудитории стекло — от чего делается реально страшно. Даже с чисто драматургической точки зрения видео идеально синхронизировано с музыкой — когда в том самом месте песни «Встреча», где музыка будто взмывает ввысь, на экране камера, медленно летящая вдоль бесконечного жилого дома, выпархивает на небо — натурально перехватывает дух.

То есть, с точки зрения концертного исполнения новое шоу «ДДТ» сделано на довольно серьёзном градусе крутости — по крайней мере, «За тобой пришли» вживую становится оглушительно мощным рок-номером, «Made in China» прекрасно тлеет в воздухе, всё время замирая в полшаге от превращения в сияющий восторженный гимн в духе каких-нибудь «Where the Streets Have No Name», ну, а когда на раскатистой песне «Эй, ты, кто ты» Шевчук выпускает на сцену парад торжественно шагающих через неё зрителей, ровно в самом прекрасном в музыкальном плане месте, это вдруг совершенно буквально воплощает посыл Юрия Юлиановича о поиске единомышленников и определения себя и собственного места относительно всего, что происходит сегодня в мире.

Расширенный постскриптум к новой программе, в которой «ДДТ» сыграли и «Ветер», и «Дождь», и «Актрису весну», и экстатическую «Любовь», на которой Юрий Юлианович спускался в народ, и «Родину», и «Просвистела», и непременное финальное «Это всё», исполнил сразу двойную, а то и тройную роль. С одной стороны, он показал, что «ДДТ» не настолько бескомпромиссны, чтобы не побаловать зрителей песнями, которые все поют дружным хором — да и исполняют они это всё с явным удовольствием и радостью. Но с другой - он лишний раз подчеркнул то, почему «ДДТ» сейчас остаётся действительно действующей творческой боевой единицей. Если бы они который год ездили по стране исключительно с таким же ностальгическим набором (полагаю, ни у кого нет сомнений, что Шевчук легко бы набрал старых и прекрасных вещей на полноразмерный концерт), никто бы не только не возражал против этого, но никому бы и не пришло в голову сказать в их адрес дурного слова. Но сам Юрий Юлианович — первейший противник такого положения дел; удел отделываться малой кровью не для него.

А с третьей - такой финал концерта полностью соответствовал самой творческой позиции группы, которая воплощена даже в новой программе. Да, жить — тяжело, говорят нам они, кругом мерзость, гадость и грязь, но если мы посмотрим им прямо в глаза, сожмем кулаки и встанем, несмотря ни на что, в полный рост, если останемся самими собой, то всё будет. И небо, и солнце, и свежий ветер.

Сергей Мезенов
фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать