22 апреля концертом во Дворце спорта имени Ивана Ярыгина группа «ДДТ» представила свою новую программу «Иначе».
«Мы готовили эту программу два года», не без гордости заявляет Юрий Шевчук, а затем вдруг с совершенно бесхитростной интонацией, будто обращаясь к приятелю по чаепитию, затянувшемуся на кухоньке за полночь, спрашивает: «Ну, что, вам нравится?» Переполненный Дворец спорта отзывается дружным одобряющим рёвом — впрочем, у меня за спиной мужчина пытается перекричать общий шум и донести до Шевчука альтернативное мнение. «Шляпа!» - кричит он зычным басом, но силы голоса не хватает, и он закашливается.
Понять, почему новая программа «ДДТ» может вызывать в том числе и негативные реакции, несложно. Первые часа полтора концерта «ДДТ» упрямо играет совершенно новый материал, причем делает это практически строго по сформированному альбомному расписанию. А новый материал альбома «Иначе», первого после четырехлетнего перерыва — слушанье не самое легкое; больше часа гулкого, жестяного рока, в котором Шевчук в довольно жесткой и прямолинейной форме пытается разобраться с нашим сегодняшним днём. Практически каждая песня — как отчаянный и страстный приговор, как выстрел в лицо коллективному злу; даже названия не позволяют никаких отступлений в виде двойных трактовок — «Кризис», «Новая Россия», «За тобой пришли», «Пустота», «Песня о свободе».
В концерте «ДДТ» исполняют новую программу так, что их посылы становятся только жестче и мощнее. Феноменальное по исполнению и размаху сопровождающее концерт видео, демонстрирующееся на экране, превосходящем по размеру сцену, отлично дополняет и расширяет содержание песен. Когда «ДДТ» прощается с двадцатым веком в песне «Родившимся этой ночью», по экрану живописным коллажем летят приметы российской жизни конца XX века (в число которых комичным образом входят и обложки тогдашних пластинок «ДДТ»). Когда заводят жуткий, удушающий «Кризис» со злющим припевом «Мою родину сожрал СПИД, нашу родину сожрал стыд!», превращающийся в концерте в натуральный индустриальный метал, на экране подросток в чёрном худи отчаянно пытается разбить битой отделяющее его от аудитории стекло — от чего делается реально страшно. Даже с чисто драматургической точки зрения видео идеально синхронизировано с музыкой — когда в том самом месте песни «Встреча», где музыка будто взмывает ввысь, на экране камера, медленно летящая вдоль бесконечного жилого дома, выпархивает на небо — натурально перехватывает дух.
То есть, с точки зрения концертного исполнения новое шоу «ДДТ» сделано на довольно серьёзном градусе крутости — по крайней мере, «За тобой пришли» вживую становится оглушительно мощным рок-номером, «Made in China» прекрасно тлеет в воздухе, всё время замирая в полшаге от превращения в сияющий восторженный гимн в духе каких-нибудь «Where the Streets Have No Name», ну, а когда на раскатистой песне «Эй, ты, кто ты» Шевчук выпускает на сцену парад торжественно шагающих через неё зрителей, ровно в самом прекрасном в музыкальном плане месте, это вдруг совершенно буквально воплощает посыл Юрия Юлиановича о поиске единомышленников и определения себя и собственного места относительно всего, что происходит сегодня в мире.
Расширенный постскриптум к новой программе, в которой «ДДТ» сыграли и «Ветер», и «Дождь», и «Актрису весну», и экстатическую «Любовь», на которой Юрий Юлианович спускался в народ, и «Родину», и «Просвистела», и непременное финальное «Это всё», исполнил сразу двойную, а то и тройную роль. С одной стороны, он показал, что «ДДТ» не настолько бескомпромиссны, чтобы не побаловать зрителей песнями, которые все поют дружным хором — да и исполняют они это всё с явным удовольствием и радостью. Но с другой - он лишний раз подчеркнул то, почему «ДДТ» сейчас остаётся действительно действующей творческой боевой единицей. Если бы они который год ездили по стране исключительно с таким же ностальгическим набором (полагаю, ни у кого нет сомнений, что Шевчук легко бы набрал старых и прекрасных вещей на полноразмерный концерт), никто бы не только не возражал против этого, но никому бы и не пришло в голову сказать в их адрес дурного слова. Но сам Юрий Юлианович — первейший противник такого положения дел; удел отделываться малой кровью не для него.
А с третьей - такой финал концерта полностью соответствовал самой творческой позиции группы, которая воплощена даже в новой программе. Да, жить — тяжело, говорят нам они, кругом мерзость, гадость и грязь, но если мы посмотрим им прямо в глаза, сожмем кулаки и встанем, несмотря ни на что, в полный рост, если останемся самими собой, то всё будет. И небо, и солнце, и свежий ветер.
Сергей Мезенов
фото Александра Паниотова