Режиссер – Энг Ли
В ролях: Сураж Шарма, Иррфан Кхан, Табу, Адиль Хуссейн, Рэйф Сполл, Жерар Депардье
Продолжительность – 127 мин
Ребята, надо верить в чудеса – пелось в одной известной песне; и художественный фильм «Жизнь Пи», в принципе, как раз из тех, что могут заставить в эти чудеса поверить. Что, пожалуй, делает его правильной картиной для этих пост-новогодних деньков.
Изначально «Жизнь Пи» - толстый популярный роман писателя Янна Мартела, общепризнанный бестселлер, лауреат премии «Букер», книга, которую Барак Обама назвал «элегантным напоминанием о существовании Бога». Роман, который долгое время считался неподвластным экранизации – как перенести на большой экран историю о том, как 16-летний индийский подросток по имени Пи дрейфует после кораблекрушения в Тихом океане 8 месяцев в спасательной шлюпке вместе с бенгальским тигром? Этот код пытались взломать такие уважаемые и талантливые люди как М. Найт Шьямалан и Жан-Пьер Жене, но безрезультатно – Шьямалан ушёл с проекта делать «Девушку из воды» (и мы никогда не забудем, что у него получилось), Жене просто в какой-то момент пожал плечами и сказал «Ну извините».
Кандидатура тайваньского нью-йоркца Энга Ли оказалась более подходящей. Ли, с одной стороны, был достаточно талантливым и амбициозным, чтобы взвалить на себя такой сложный проект («Жизнь Пи», вдобавок к своим чисто техническим трудностям, ещё и чистосердечная религиозная притча), а с другой, достаточно всеядным и не наделённым моментально узнаваемым творческим почерком, который мог бы войти в конфликт с материалом. На выходе получилось кино, уже номинированное на три «Золотых Глобуса» (в том числе за режиссуру и лучший фильм) – и когда дойдёт время до номинаций на «Оскар», «Жизнь Пи» тоже явно не останется в стороне.
Ли принимает сюжетную подачу Мартелла с восточной безмятежностью. Выстраивает такую же структуру, в которой взрослый Пи ведёт рассказ о своих злоключениях канадскому писателю (в книге Мартелл таким образом вывел себя), рисует блаженный портрет Индии 50-х в бесконечном прологе, бесстрашно вытаскивает в текст всю сложную религиозную начинку книги – центральный сюжет здесь без капли иронии аттестуется как «история, которая заставит вас поверить в Бога». Когда дело доходит, наконец, до крушения, запускает тяжелую артиллерию – как только Пи оказывается один в лодке с животными, начинается грандиозное арт-полотно сумасшедшей красоты, выполненное со всеми атрибутами современного киноаттракциона для большого экрана.
Вот эта средняя часть фильма – настоящее чудо; Ли берёт все технологии большого блокбастера (небольшая армия спецов по компьютерной анимации, самый большой в мире бассейн) и бросает их на безжалостный арт-проект, почти немое кино про мальчика и тигра посреди океана. Как у него снято море, как выглядит и ведёт себя полностью сгенерированный компьютером тигр – то, как это сделано в «Жизни Пи», снова дарит это удивительное и давно уже выветрившееся из современного кинематографа ощущение, что ты видишь нечто невозможное.
Кажется даже, что если бы Ли сумел недрогнувшей рукой отрезать это долгое вступление, выбросить все лобовые разговоры о религии и оставить только мальчика и тигра посреди океана, «Жизнь Пи» стала бы идеальным кино. Но в конечном итоге ему важно абсолютно всё – потому что честно оставляя весь мартелловский текст, он сам незаметно ведёт другой рассказ. Пересказывая религиозную притчу словами человека верующего, Ли находит в ней нечто обратное, такую вариацию на тему коэновского «Серьёзного человека», историю о человеке, который думал, что высшие силы разговаривают с ним напрямую, но сам не заметил, что спасало его раз за разом нечто совершенное иное, его собственное, внутреннее, рациональное. Вот так сохранить абсолютную верность чужой истории, но в то же время найти в ней свой угол зрения без ущерба для общей канвы – признак большого, всамделишного мастерства. И «Жизнь Пи» все свои два часа семь минут доказывает, что Энг Ли – большой мастер.
Вердикт – настоящее большое кино – фантастическое технически, удивительное визуально, интересное содержательно