Режиссер – Стивен Спилберг
В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Салли Филд, Томми Ли Джонс, Дэвид Стрэйтерн, Джеймс Спэйдер, Джон Хоукс, Тим Блэйк Нельсон, Джозеф Гордон-Левитт, Хол Холбрук, Ли Пэйс, Джаред Харрис, Майкл Штульбарг, Уолтон Гоггинс, Джеки Эрл Хэйли, Лукас Хаас, Дэйн ДеХаан
Продолжительность – 150 мин
12 – счастливое для Спилберга число; в прошлый раз, когда его фильм номинировался на 12 «Оскаров», он унёс домой все главные, в том числе за режиссуру и лучший фильм. У «Линкольна» - те же 12 номинаций; скорее всего, именно он всё главное и заберёт. Впрочем, не сказать, что все из них будут абсолютно заслужены.
Фильм про Авраама Линкольна – давняя спилберговская мечта; настолько давняя, что одним только попыткам уломать исполнить эту роль великого ирландца Дэй-Льюиса не менее полдюжины лет. И всё это время перспектива такого фильма в исполнении Спилберга несколько волновала – учитывая опыт обращения режиссера к теме рабства (например, «Амистад», наполовину представлявший собой назидательную историческую лекцию), опасность того, что на таком материале Спилберг поддастся своим худшим режиссерским импульсам (чёрно-белая торжественная серьёзность, многотонная сентиментальность), была весьма ощутимой.
Так вот, новость хорошая - примерно процентов восемьдесят пять «Линкольна» Спилберг счастливо удерживается от всего этого, что автоматически делает фильм лучшей работой режиссера со времен, не знаю, «Спасения рядового Райана». Но, как нам всем прекрасно известно по некоторым примерам («Искусственный разум», «Особое мнение»), математический принцип в случае позднего Спилберга не очень-то работает.
В версии драматурга Тони Кушнера, написавшего сценарий, «Линкольн» решён как меланхоличный процедурный триллер про закулисье политического процесса. Основным полем боя за принятие тринадцатой поправки к конституции, отменяющей рабство, становится Палата Представителей в Конгрессе – и вот президент бесконечно встречается с представителями разных партий и фракций, разрабатывает систему более-менее законного подкупа голосов мелких конгрессменов, стоящих на противоположных позициях, и занимается прочей сложнейшей политической эквилибристикой. Попутно Линкольну приходится разбираться в своей нешуточно запутанной семейной ситуации и что-то делать с затянувшейся на обескровившие всю страну четыре года гражданской войной.
Главный трюк «Линкольна» вот в чём – прекрасно понимая, насколько титаническая фигура у них в руках, создатели фильма, тем не менее, не торопятся лепить в своём кино персонажа, затмевающего собой полнеба (играть каковых Дэй-Льюис, как мы знаем, умеет прекрасно). Дэй-льюисовский Линкольн – заметно уставший, добродушный мужчина с неожиданно тихим для его внушительного роста голосом; он в основном бесконечно рассказывает всем и каждому какие-то байки, в любой подходящий и неподходящий момент, и основательно достал этой привычкой даже своих самых пылких сторонников. Зато вокруг него разворачивается живой и яркий парад бесконечных второстепенных персонажей – представителей конгресса, членов его кабинета, мелких политических деятелей, нанятых его сторонниками для подковерного лоббирования его интересов (замечательное трио Спэйдера, Хоукса и Нельсона).
Да, в этом потоке иноязычных фамилий немудрено без подготовки запутаться, но мысль Спилберга и Кушнера не в том, чтобы воспеть каждого участника событий – она про то, что за каждой единоличной политической волей стоит пестрый ансамбль помощников и противников, без которых невозможно свершение никаких великих дел. Но и единоличная политическая воля, заряжающая этот отряд на действие, тоже важна – потому что в моменты, когда дело кажется проваленным, кто-то должен могуче хлопнуть ладонью по столу, встать во весь рост и выдать пламенную речь о бесконечной важности общего дела.
Полфильма скрывая и главного героя, и его соратников и врагов в выразительных, иствудовских тенях, «Линкольн» рассказывает сложную, мудрую историю о политических интригах и компромиссах – и быть бы ему великим фильмом об этом, если бы Спилберг периодически не стремился высказаться подоходчивей. И вот за кадром, подсказывая нам, что перед нами разворачиваются самые надрывные моменты, вспухают мелодраматические скрипки и пианинки Джона Уильямса, или вдруг в ситуации, когда прямым текстом говорится «Осталось четыре дня», начинают навязчиво тикать часы. Будто бы боясь, что на большой политической драме на историческом материале зрителю станет скучно, Спилберг постоянно подтягивает её поближе к мелодраме – особенно не везёт в этом плане бедной Салли Филд, которой полфильма приходится преувеличенно заламывать руки, хотя ранняя встреча на приёме с героем Томми Ли Джонса наглядно демонстрировала, что её героиня Мэри-Тодд Линкольн вовсе не исчерпывалась своими женскими истериками.
То есть, если переводить на совсем понятный язык, «Оскары» Дэй-Льюису, Джонсу, сценаристу Кушнеру и оператору Камински – обязательно; Спилбергу, композитору Уильямсу и Салли Филд – пожалуй, нет. Заслуживает ли «Линкольн» «Оскара» за лучший фильм? Чёрт знает. Уж точно больше выдвигающегося на него же «Джанго освобожденного», хи-хи.
Вердикт – очень хорошее, великолепно написанное, снятое и сыгранное историческое полотно, исполненное чуть более доходчиво, чем следовало бы – от чего шанс стать по-настоящему великим, как и его главный герой, упускается
Сергей Мезенов