21 марта в Loft’е выступили исландцы GusGus — и было это, если говорить коротко и скромно, совсем хорошо.
GusGus — коллектив с богатой и разносторонней историей; через пару лет они смогут торжественно отметить двадцатилетний юбилей. Впрочем, за эти двадцать лет группа успела несколько раз радикально поменять абсолютно всё — и звучание, и состав, и творческий подход. На начальном этапе в группе, занимавшейся отмороженным скандинавским трип-хопом, числилось девять человек, потом их внезапно осталось двое; потом пришли новые люди и частично вернулись старые. Музыка точно так же съезжала то в инструментальное кислотное техно, то в суровое танцпольное диско. В Красноярск GusGus приехали вчетвером— два спеца по звуку, Стефан Стефенсен и Бигги Тораринссон, оба ветераны со времён начального состава, и два певца, Даниэль Аугуст (был сначала, в нулевых уходил из группы на пять лет) и Хёгни Эглиссон, самый молодой участник группы, влившийся в коллектив два года назад. Певица Урдур Хаконардоттир, пятая участница группы, приехать не смогла — её партии запускали в записи.
В Красноярск исландцы приехали с материалом их последней пластинки «Arabian Horse» — из девяти песен, исполненных вчера в Loft’е, пять было именно с неё (плюс три новые и ещё одна, титаническим образом завершившая концерт «Add This Song», была с предыдущей пластинки «24/7»). То есть, поклонникам группы со стажем, вроде вашего покорного слуги, мечтавшим услышать вживую, скажем, «Teenage Sensation», «Love vs. Hate» (которая неплохо бы вписалась в нынешнюю концепцию звучания группы) или, к примеру, «Believe», немного не повезло. Сами музыканты объясняли такую приверженность конкретному материалу стремлением к созданию на концерте цельного эстетического переживания — мол, когда начинаешь мешать разные звучания из разных эпох, такого не получается.
Но даже при подобных устремлениях GusGus всё равно умудрялись казаться настоящей группой контрастов — хотя бы на визуальном уровне. Вот, скажем, двое штатных звуковых мастеров, колдующих за пультами плечом к плечу; Биггур — типичный повзрослевший программист, Стефан — внушительный рыжебородый богатырь, облаченный в чёрную майку без рукавов и чёрную же шапочку. На авансцене, вечно тонущей в синтетическом дыму — Даниэль, ухоженный стильный мужчина с гибкой рептильной пластикой Питера Мёрфи из Bauhaus, и Хёгни, жизнерадостный парень с длинными светлыми волосами, похожий на молодого финского лесоруба и бесхитростно прикинутый в джинсы и свитер. И вот эти ребята, каждый из которых будто бы забрёл на эту сцену из своего собственного маленького мирка, никак не пересекающегося с остальными, вчетвером творили на сцене Loft’а настоящую музыкальную магию.
Вообще, последние пластинки GusGus, равно как и вчерашнее выступление — упражнение в лаконизме, наглядное доказательство того, что талантливым людям для создания классной музыки вполне хватит и пары-тройки приёмов, давным-давно затасканных всеми подряд. Из чего собирается музыка поздних GusGus — размеренные прямолинейные техно-ритмы, несложные синтезаторные арпеджио, пара тягучих мелодических хуков; вот, собственно, и все ингредиенты. Но при грамотной манипуляции и внимании к деталям и из этого нехитрого наборчика можно собрать полтора часа настоящего звукового волшебства. GusGus устроили внушительно наполненному Loft’y убедительное погружение в экстатическую скандинавскую дискотеку — будучи прокачанным через достаточно мощную саунд-систему, их полуночное лаконичное техно превращалось в бесконечный волшебный рейв.
Вживую GusGus будто бы теряют всякую стеснительность — они безжалостно растягивают свои эластичные песни во времени, используя каждую партию для максимального эмоционального удара по слушателю, они выкручивают ручки секвенсоров и синтезаторов в красное, заставляя свои арпеджио накрывать зал безразмерными облаками прошивающей насквозь звездной пыли. Первый раз они откланялись, исполнив «Magnified Love», любовь под увеличительным стеклом — кажется, так можно было бы в принципе обозначить их подход к концертному исполнению своих песен; каждая деталь, каждый звук пропускается через волшебный усилитель, накачивается дополнительной энергией, становится всё больше и всё мощнее.
«Over» превращается в сокрушительный боевик, титульная «Arabian Horse» обнаруживает в себе убийственно-эйфорический пульс, которому решительно невозможно сопротивляться, «Within You» растягивается в бесконечность, давая приют немыслимому кислотному синтезаторному соло. Новая песня (которая, учитывая бесхитростный подход GusGus к поименованию песен, скорее всего, будет называться «You and Me»), на пятьдесят процентов состоит из таких звуковых последовательностей, что от них хочется только счастливо зажмуриваться и любоваться пляшущими за закрытыми веками звездочками и разноцветными всполохами. Добавь эту песню к своему сердцу, поёт Даниэль в завершающей «Add This Song», и по исходу этих полутора часов это совсем не кажется метафорой. Эта песня и так уже там, бьётся внутри, ты можешь почувствовать это.
Выйдя с концерта, обнаружили, что за это время опустевший к ночи Красноярск накрыло десятисантиметровым слоем пушистого рассыпчатого снега. Кажется, здесь тоже поработала какая-то исландская магия.
Сергей Мезенов,
фото: vk.com/album-49015644_171623539