В эту субботу в Красноярской краевой филармонии состоялся по-настоящему необыкновенный концерт — в Малом зале выступил коллектив Harmony in Grotesque, ветераны красноярской тяжелой музыки.
Это был, конечно, эксперимент — акустическая академическая площадка и группа, работающая в экстремальной стилистике пост-металла (жанр тяжелой музыки, вмещающий в себя влияния множества «металлических» под-жанров, но не исчерпывающийся ни одним из них). Впрочем, если кому из местных групп и браться за такой эксперимент, то как раз Harmony in Grotesque — и не только потому, что в их активе уже имеется опыт выступлений на не совсем рокерских площадках (в частности, в дискографии группы есть концертный двд с очаровательным названием «Декада в сибирском болоте», снятый на концерте в Доме кино). Скорее, за их монолитной, довольно непросто устроенной музыкой всегда чувствовалась приятная серьёзность творческих намерений — что давало повод надеяться, что к концерту на столь непривычной к таким громкостям площадке группа подойдёт не просто как к возможности хулигански пошуметь в излишне опрятном подъезде.
Так и случилось — то, что к концерту группа подготовилась отдельно, было видно ещё до начала выступления. Выступали «Гармошки», как их ласково величают поклонники, в расширенном составе — количество людей на сцене в определенные моменты достигало восьми. К привычному инструментарию из двух гитар, баса, ударных и клавишных периодически присоединялись акустическая гитара, скрипка, рояль и эмбиентные шумы; на экране над сценой транслировалась гипнотическая видеонарезка.
Не все эти дополнительные примочки сработали так, как задумывалось — рояль, к примеру, был слышен только при полном молчании прочих инструментов, да и короткое выступление девушки бэк-вокалистки немножко потонуло в общем грохоте. Зато скрипка, например, проявила себя отлично — причем не только как инструмент, добавляющий мелодической линии, но и как дополнительный источник шума, которым она отлично сработала в исполненной под занавес старой композиции «Cold Sawing the Seeds of Death», исполнить которую на сцену поднялся прежний вокалист группы (а ныне известный в городе концертный промоутер, специализирующийся на нелёгком музыкальном жанре) Антон Кудрявцев. Эмбиентные петли тоже красиво ложились на гулкую музыку Harmony in Grotesque и прекрасно работали в унисон в пережженном эффектами жёлто-синем видеорядом на экране.
Несмотря на некоторую незапланированную сюрреалистичность мероприятия (металлисты в Малом зале, куда катится мир?!), концерт в целом прошёл в довольно-таки тёплой и дружественной атмосфере. Длинные, гулкие композиции Harmony in Grotesque похожи на такие звуковые лабиринты, которые постоянно заруливают в неожиданные музыкальные уголки — то в психоделическую инструментальную интерлюдию, то в гипнотический гитарный фидбэк, то в натуральный иссиня-чёрный «дум-металл», то в оглушительный инструментальный пост-рок. Следить за этим развитием — едва ли не самое интересное, что есть в музыке «Гармошек»; и в этом плане именно такой концертный формат идеально им подходил.
Большая сцена, отлично выстроенный звук, внушительная продолжительность — было прямо физически видно, как группа, которую довольно сложно запихивать себя в клубный формат сборной солянки (учитывая, что в условные три четверти часа у Harmony поместилось бы песни примерно три), по мере концерта разворачивалась и распрямлялась. Во втором отделении они играли свирепее и ярче — и, честно сказать, постепенно какие бы то ни было идеологические нестыковки, предположительно заложенные в ситуации «Металлисты в филармонии, караул!», полностью сошли на нет. Вот есть хороший зал, а вот есть хорошая группа — и никакие предрассудки не должны стоять на пути у их неотвратимой встречи, от которой в первую очередь в выигрыше останутся зрители.
Сергей Мезенов,
фото: http://vk.com/xv_in_grotesque