Режиссёр — Гарет Эдвардс
В ролях: Аарон Тэйлор-Джонсон, Брайан Крэнстон, Кен Ватанабе, Элизабет Олсен, Дэвид Стрэйтерн, Салли Хоукинс, Жюльетт Бинош
Продолжительность — 123 мин.
Подарок от Голливуда к 60-летнему юбилею старушки Годзиллы — новый большой американский фильм про неё. И если прошлый голливудский заход на тему обычно предпочитают высмеивать, то на этой «Годзилле» смеяться нечему — в этот раз всё всерьёз.
Новая «Годзилла», при всём понятном багаже известности и репутации самой гигантской ящерицы, всё-таки не была для производителей беспроигрышной лотереей. Предыдущий американский фильм под таким названием (хотя и неплохой в своей нарочитой дурнине) до сих пор остаётся, возможно, главным посмешищем среди крупных блокбастеров 90-х. К тому же рулить новой версией фильма довольно рискованно поставили новичка Гарэта Эдвардса — молодого англичанина, снявшего до этого всего один фильм. «Монстры», безусловно, были штукой талантливой и прекрасной, но сделаны они были за смешные 15 тысяч долларов съемочной группой из четырёх человек — двое из которых были актёрами. Сможет ли человек с таким опытом успешно управлять гигантской махиной голливудского блокбастера с его многомиллионным бюджетом, съемочными площадками на сотни человек сотрудников, международным графиком съемок и масштабными спецэффектами, изготавливаемыми не на собственном компьютере, а силами сразу нескольких студий?
«Годзилла» в ответ на все эти проклятые вопросы, к счастью для всех нас, отвечает оглушительным «да». Приняв стратегически верное решение отнестись к Годзилле и фильму всерьёз, Эдвардс разворачивает на экране размашистый фильм-катастрофу, охватывающий пятнадцать лет и примерно с полдюжины персонажей в трёх разных странах. Причём «разворачивает» — самое правильное слово; Эдвардс очень тщательно и трепетно подходит к тому, как история постепенно растёт и ширится на наших глазах. Структурно «Годзилла» устроена примерно таким же образом, как и спилберговские «Близкие контакты третьей степени» — начинается всё с отдельных разрозненных инцидентов, которые постепенно складываются в большое эпическое полотно.
«Эпическое» — ещё одно точное слово; хотя «Годзилла» и короче большинства мега-блокбастеров последнего времени минут на 20-30, Эдвардсу тут удаётся одновременно создать картину соответствующего размаха и не пережечь зрителю все предохранители бесконечным наваливанием грандиозного. Отчасти благодаря тому, что Эдвардс очень тонко и точно работает с самой механикой каждой большой сцены. С одной стороны, он явно усвоил урок дель Торо на «Тихоокеанском рубеже», постоянно подчеркивавшем масштаб происходящего — «Годзилла» тратит не меньшее количество времени на реакцию обычных людей на земле на происходящие вокруг чудовищные разрушения, чем на широкоэкранное живописание самого разрушения. В то же время Эдвардс прекрасно помнит о силе правильно подобранной детали — в каждой сцене имеется какой-то крючок, маленькая штучка, цепляющая зрительское внимание; красная курточка случайного мальчика, сбежавшая собачка (привет Эммериху?), рация у солдата за спиной, горящий тепловоз.
Понятно, что изначально Годзилла была придумана как символ ядерной угрозы, а в новом времени такая метафорика почти без надобности — но Эдвардс всё равно находит немного неожиданные способы отдать дань японской традиции (сказать, как именно, значит испортить сюрприз). И даже умудряется найти минуточку, чтобы процитировать собственных «Монстров» — что ненадолго придаёт всей истории борьбы человечества с гигантскими тварями некоторую пикантную неоднозначность. Приятно видеть фильм, который уделяет монстрам не меньше внимания и теплоты, чем своим человеческим героям.
А, может, даже больше — мало кому из именитого международного состава актёров есть необходимость выходить за схематичные рамки, более-менее обозначенные функциональностью своего персонажа: «бесстрашный сапёр», «взволнованная жена», «профессор из Японии», «мудрый адмирал». Впрочем, в рамках избранного Эдвардсом жанра панорамного фильма-катастрофы, в фокусе которого в первую очередь катастрофа, некоторое упрощение человеческого кадрового состава вполне работает — ну, и фильм, в конце концов, всё-таки называется не «Сержант Броуди» или «Профессор Серизава».
Если новой «Годзилле» и есть что предъявить, то это то, что за своей чрезвычайной старательностью и вдумчивостью режиссёр Эдвардс порой забывает в процессе немножко расслабиться и повеселиться. Его «Годзилле» чуточку — самую чуточку — не хватает тех моментов неожиданного вдохновенного безумия или хулиганского юмора, благодаря которым на каких-нибудь «Мстителях» или том же «Тихоокеанском рубеже» не просто замираешь в кресле от разворачивающегося перед тобой размашистого жанрового спектакля, но и по-мальчишески в это кино влюбляешься.
Впрочем, это мелочи. В конце концов, человек только что на наших глазах совершил между своим первым и вторым фильмом дикий качественный скачок с примерно сто-тысяче-процентным увеличением бюджета и всех имеющихся в его распоряжении ресурсов — и не только не профукал свой шанс, но и вышел из этой сложнейшей производственной мясорубки с гордо поднятой головой и отменной картиной на руках. А что «Годзилла» более всего похожа на первых «Людей Икс» Брайана Сингера, такой же подчеркнуто вежливый и правильно срежиссированный первый выход в высшую лигу и большие бюджеты независимого парня с мозгами и талантом, так это не беда. Такое давно прекрасно известно, чем лечится — здоровыми кассовыми сборами и сиквелом с той же командой. Интуиция подсказывает, что у «Годзиллы» Эдвардса будет всё в порядке и с тем, и с другим.
Вердикт — новая «Годзилла» — чего уж там, отличная. Ура.