Не зря в заглавие вынесено слово «ярость» — это центральное понятие не только для самого этого абсолютно неумолимого кино, но и для всего творческого процесса, что привёл к его появлению. Это ярость героя, потерявшего всё в мире, что утратил человеческий облик — но и ярость творца, потратившего почти декаду на рисованных пингвинов, задорно выплясывающих под новейшие поп-хиты. Каждая живописная, барочно-мрачная, гротескная деталь «Дороги ярости» (а этих деталей в нём — приблизительно все сто двадцать минут от титров до титров) буквально брызжет этой специфической яростью творческих людей, над которыми слишком долго стоял метафорический дядя в костюме, диктовавший им, как надо, и как не надо, поглядывая в выкладки из финансового отдела. В «Дороге ярости» перед нами изливается и пузырится их праздник беспрестанного непослушания — отчаянно, зло, оглушительно, обжигающе.
Режиссёр — Джордж Миллер
В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Хоулт, Рози Хантингтон-Уайтли, Зои Кравитц, Райли Кио, Эбби Ли, Хью Кейас-Бирн, Джош Хелман, Натан Джонс
Продолжительность — 120 мин.
Не то чтобы эта ярость — совсем новое понятие во вселенной «Безумного Макса». Но за тридцать шесть лет, что прошли с первого стремительного броска молодого Мела Гибсона по постапокалиптической пустоши, эта история пережила занимательную эволюцию — которую довольно удобно объяснять в терминах, связанных с музыкальными жанрами. Первый «Безумный Макс» — это чистый панк-рок, подпольный безрассудный DIY, чьим амбициям и ярости не помеха даже абсолютное отсутствие ресурсов. Второй — это новая волна британского хэви-метал; крепнет структура, плотнеет и нарастает мышечная плоть, вместе с собственной мифологией вырисовывается и серьёзный шанс пробиться в бессмертную классику жанра. Третья — hair-metal в своём эпическом излёте, группа Whitesnake живьём в Tokyo Dome, благо даже название соответствует; осмысленность неохотно уступает бразды правления размаху действа, буйству пиротехники и выразительности лосин и начёсов.
«Дорога ярости» с этих позиций — что-то вроде триумфа новой школы американского хэви-метал, доросшей до по-настоящему больших сцен; группа Mastodon на разогреве у Metallica на битком набитом стадионе, Slipknot в хэдлайнерах фестиваля на полсотни тысяч зрителей. Сцена размером с авианосец, грохот невероятный, от напряжения вот-вот порвутся жилы — при этом за музыкой чувствуется чёткий метод, осмысленная работа очень правильно настроенного острого ума, глубочайшее уважение к традициям старой школы и временами некоторая абсолютно серьёзная проникновенность; но жилы всё же РВУТСЯ, грохот НЕ-ВЕ-РО-ЯТНЫЙ!
Как Миллер задаёт — и держит! — в «Дороге ярости» темп — нешуточный повод большинству современных постановщиков, считающих, что они снимают динамичные фильмы, пару часов прореветь в углу от бессильной ярости относительно собственной несостоятельности. Всем (нам), кто привык за последние годы, что автомобильная погоня — это безвоздушное трюкачество сериала «Форсаж» (прости, Пол), доктор Миллер (а он и правда по образованию доктор) в «Безумном Максе» всадит лютую дозу чистого адреналина прямо в мозг. Те сложносочиненные перформансы, что исполняются на экране силами абсолютно настоящих транспортных средств, по всей видимости, будут разбирать в киношколах на специальных курсах боевиков — с первого раза, да в таком бешеном темпе банально не успеваешь зафиксировать все безумные и упоительные детали действа, срежисированного Миллером и его постановщиками трюков. Не говоря уже о том, чтобы подивиться тому, как это всё осуществлялось в дикой жаре намибийской пустыни, где снималась большая часть «Дороги ярости».
В принципе, даже если бы новый «Безумный Макс» был исключительно грохотом ради грохота, цельнометаллическим броском напролом здравого смысла с вечно утопленной в пол педалью газа, уже можно было бы с интересом разбираться в его песне ревущих движков и искорёженного металла, исполненной безумству храбрых на полных оборотах.
Но Миллер умнее и сложнее чистого высокооктанового рычания — человек, протащивший экологический посыл в мультик про танцующих пингвинов и феминистский в чёрную мистическую комедию про встречу скучающих домохозяек с дьяволом, в «Дороге ярости» он не только живописует мрачной широкой кистью гротескную антиутопию, но и честно ищет пути выхода из неё.
И, в общем, находит — не то чтобы совсем неожиданные или новые, но, пожалуй, не самые очевидные для фильма, где главным аттракционом является адски затейливо организованное столкновение машинок. Что всё это проделывается в рамках истории про то, как один большой грузовик (боевая фура!) ехал в одну сторону, а потом поехал обратно, а главный герой весело сведён к выразительным междометиям, только укрепляет в выводе — такого, как в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости», на большом экране не проделывалось давно. И как же хорошо, что проделывается сейчас!
Вердикт — отменное возвращение мастера к любимому детищу