Красноярские театры отстрелялись по зрительским мишеням и уже почти что зачехлили свои винтовки до осенних дождей. Разве что правобережный ТЮЗ ещё медлит и грозится на этой неделе дать публике взглянуть на эскиз документального спектакля «Шкаф» в постановке Талгата Баталова, премьера которого намечена только на следующий сезон. Этот самый следующий сезон вообще обещает нам много чудес, главное из которых — возвращение театра им. А.С. Пушкина на собственную сцену.
Обретение «пушкинцами» дома обнадеживает, поскольку недостаток качественных больших спектаклей для нашего города (и окрестных мест) очевиден; впрочем, из камерных драматических вещиц, перечисленных ниже, рекомендовать заезжему гостю, положа руку на сердце, можно только одну-две. Вероятно, по этой причине все большую популярность набирают обживающий нестандартные пространства антрепризный театр новой волны, различные студенческие и любительские коллективы, а также разнообразные читки пьес и домотканых пьесок, которые сейчас организуют все — от книжных магазинов до ночных клубов. Возбудив в непрофессионалах интерес к театру, профессионалы неожиданно от них поотстали в плане свежести и интересности — нонсенс, конечно; долго это не протянется, но пока что — так.
Каждому сверчку свой шесток. Результаты социально-драматургической работы Романа Феодори и Алексея Крикливого, упакованные в репертуарный спектакль со сложной архитектоникой, представляют большой интерес для педагогов, культурологов, театральных литературоведов и родителей юных авторов. Больше они не интересны никому — по крайней мере, в таком качестве и с такой продолжительностью.
«Мама»
Очередной отчетный концерт Образцовой детской оперной студии под видом музыкального спектакля по мотивам популярного кинофильма — шумный, веселый и режиссерски очень слабый. Пригоден для просмотра большими группами маленьких зрителей, предварительно свезенных в театр Оперы и балета автобусами в промышленных масштабах — примерно так же, как их родителей свозят на выборы и примерно с такими же конечным результатом: эстеты продолжают плеваться, Вячеслав Цюпа продолжает ставить — люди ведь ходят.
«ЗимавЁ»
Новый спектакль от мим-театра «За двумя Зайцами» укутан снежными метафорами и акварельным юмором, мягок и деликатен как ванильный пломбир. Премьера его выпала на окончание непривычно теплой зимы; думается, что из жарких глубин лета возня в сугробах смотрелась бы особенно симпатично.
Главный эпик-фейл красноярского театрального сезона; спектакль-катастрофа как формально, так и фактически. История об американской семье, медленно погибающей в одной из горящих башен-близнецов Всемирного торгового центра, была поставлена Романом Феодори натужно и очень формально — да еще и с неприкрытой агрессией по отношению к зрителю: вы что, не видите, как им там сейчас плохо? а ну-ка все разом им сопереживайте! Выдавить слезы удается лишь из самых чувствительных, на остальных увиденное нагоняет тоску. Впрочем. Задумка, конечно, была грандиозная.
Неожиданное и не совсем очевидное для современников возвращение в таежную избушку у Синих гор, к бравым командирам бронепоездов и таинственным отцам, которых надо обязательно увидеть накануне Нового года. Кукольное роуд-муви, на которое с детьми лучше отправлять бабушек и дедушек — они-то наверняка помнят, как расшифровываются имена главных героев.
«Ба»
Вероятно, этот тот самый случай, когда драматургический текст становится железной клеткой для артистов и постановщиков; чтобы сделать из наивной девичьей пьесы Юлии Тупикиной нечто вразумительное, требовалось куда больше цинизма, чем смог предложить режиссер Евгений Ланцов. Спектакль не то чтобы плохой, однако откровенно проходной — а хипстеров и чайлдфри, для которых он, собственно, и поставлен, все равно в обычный театр не затащишь.
Хитро сделанный визуалистский спектакль-ребус о жертвах информационной пропаганды от Олега Рыбкина. История про маленького человека, от которого внезапно стало зависеть очень многое, а он к этому оказался совершенно не готов, гарантированно вдохновляет на то, чтобы выкинуть телеящик из окна и вымарать из соцсетей все свои аккаунты; правда, это тоже не выход, потому что с теми, чья хата с краю, даже разговаривать не будут — грохнут походя. Мог быть рекомендован к просмотру всему населению этой страны, если бы не некоторые шероховатости сценографического характера — недовинчено, недокручено, недопоставлено.
Первый за долгое время спектакль музыкального театра, который можно наблюдать с интересом и даже с удовольствием — а потом долго дискутировать о том, кто виноват в многочисленных огрехах: режиссер, оркестр, труппа или звукорежиссеры вкупе с осветителями. Все-таки больше всего собак должен нацепить на себя Юрий Цехановский — когда режиссер не контролирует постановочный процесс, все идут вразнос, и только «Бабочка крылышками — бяк-бяк-бяк-бяк...» всегда будет звучать замечательно.
«Колобок»
Родители всегда обманывают детей, если полагают, что это убережет их от неудобной правды или поспособствует неким педагогическим соображениям. Когда маленькую публику начинают дурить ещё и режиссеры, дело становится совсем плохо. С другой стороны, сказка напоена кукольной магией до краев, и некоторые предлагают на сюжет внимания не обращать: ну, катится Колобок — и пусть катится дальше, красиво ведь!
Не столько спектакль, сколько хореографический эксперимент, демонстрирующий возросшие артистические возможности тюзовской труппы, а также мужские полуобнаженные тела, на которые во все времена большой спрос. Представляет интерес не только для ценителей contemporary dance (впрочем, для них-то он как раз особого интереса не представляет), но и для обычных зрителей — подача оригинальна, хронометраж невелик, смысловой ряд незатейлив. Вероятно, на входе должны раздавать коктейли с трубочками.
фото: Даша Как-Там-Её, new.sibdrama.ru