От техника до электрика
Дивногорск — мой родной город. Здесь я окончил гимназию, затем поступил в местный гидроэнергетический техникум — на техника-механика. В 2011 году узнал о вакансии электрослесаря на Красноярской ГЭС. Я хорошо разбирался в устройстве генератора (мы же в техникуме всё это проходили), поэтому успешно прошел собеседование. Поскольку образование у меня техническое, в институте перевелся на электрическую специальность. Заочно окончил «вышку» и пришел работать на ГЭС. Сначала трудился электрослесарем на генераторном участке, затем «вырос» там до мастера и через два года перешел на масляно-трансформаторный.
Идем на повышение
Задача трансформатора — повысить напряжение для меньших потерь. Работает это так: рабочее колесо турбины вращается, а вместе с ним вращается и вал, связывающий рабочее колесо с ротором электрической машины — генератора переменного тока. Генератор вырабатывает переменный ток напряжением от 10 до 18 тыс. вольт. Проблема в том, что электроэнергию в таком виде передавать на большие расстояния невыгодно. Поэтому напряжение нужно повысить в 10 — 15 раз.
Соответственно, трансформаторы и обеспечивают повышение напряжения. Они устроены так: стержни-сердечники, собранные из тонких листов электротехнической стали, на каждом — две или более обмотки. Одна — с небольшим числом витков толстых медных проводов, другая с витками потоньше. Мы подаем напряжение, например, в 10 тыс. вольт на первичную обмотку, а со вторичной получаем сразу 100 или 200 тыс. вольт — во столько раз больше, во сколько больше витков на вторичной обмотке.
Также мой участок занимается обработкой, чисткой, регенерацией энергетических масел: и трансформаторного, и турбинного. Отсюда, собственно, и название нашего участка — трансформаторно-масляный.
Принять в строй
Старые трансформаторы отработали свои сроки. Теперь мы их меняем на новые. Один современный агрегат мощностью 630 МВА (мегавольт-ампер) — в ширину целых 3 метра, в высоту — свыше 4 метров, а весит он примерно 300 тонн. Но по габаритам и весу он компактнее предыдущих — «железа» поменьше, да и работать с ним в процессе установки гораздо удобнее.
К слову, новая техника — это не готовое изделие, т. е. не просто получили посылку, распаковали и тут же подключили. Сначала прибывает сам трансформатор, после — навесное оборудование. Каждую составляющую нужно смонтировать, отладить и запустить в эксплуатацию — это не один месяц работы.
Опыт и сноровка
Когда я только пришел на участок трансформаторно-масляного хозяйства, то знал лишь в теории, как устроен сам трансформатор. Своими руками никогда с ним не работал. Благо, опытные коллеги никогда не отказывали в помощи, так что осваивать новую для меня технику было не так сложно. На КГЭС сейчас многое оборудование и процессы автоматизированы, и мое поколение осваивает эти технологии намного быстрее сотрудников постарше. Поэтому и мы, в свою очередь, помогаем им с этим. Идет постоянный обмен опытом и знаниями. Причем что-то новое на КГЭС ты узнаёшь не обязательно от коллег по участку, но и от других сотрудников: увидел, например, что идет прокладка кабеля или другие работы, подошел, разговорился... Всегда есть масса интересных деталей.
Предприятие озадачено и постоянными повышениями проф. квалификаций и компетенций персонала. У нас есть возможность раз в 5 лет пройти выездное обучение. В 2017 году я две недели обучался в Петербургском энергетическом институте повышения квалификации. В этом году из-за пандемии коронавируса обучение отложили, но, надеюсь, скоро программу возобновят.
Понятно, что наша работа регламентирована строгими требованиями и процедурами — от ремонта до обслуживания, но это вовсе не означает, что она рутинная. Каждый день ты сталкиваешься с чем-то новым, думаешь, как решить задачу рациональнее. Сейчас, когда приходит новое оборудование, работать вдвойне интереснее — сравниваешь технику, изучаешь новые инструкции. Трансформатор — он ведь как автомобиль: если тебе в принципе интересно, как он устроен, то всегда возникает желание в нем покопаться и что-то перебрать, и даже улучшить.
Фото: пресс-служба En+ Group