Моя должность — слесарь по ремонту гидротурбинного оборудования. Хотя прежде с гидроэнергетикой я никогда связан не был, сложностей при переходе на станцию не возникло. Моего предыдущего опыта по работе с механизмами и знаний, полученных во время учебы в техническом вузе, вполне хватило, чтобы изучить оборудование станции. И если первые два года я работал по четвертому разряду и во многом еще осваивался, то потом почувствовал силы и сдал на пятый разряд.
От слесаря на ГЭС зависит многое
Основное направление работы нашей бригады — это ремонт и техническое обслуживание грузоподъемных механизмов — кранов, способных поднимать грузы весом до 900 тонн. Эти механизмы возводились вместе с ГЭС, и они — неотъемлемая часть станции. Без них не обходится ни один капитальный ремонт.
Один такой кран находится на гребне плотины, и мне всегда было интересно, как 700-тонную машину собрали и установили на такой высоте. Восхищают технологии, которые тогда применялись. Бывает, что я поднимаю исторические справки, изучаю фотографии, расспрашиваю старших коллег, чтобы узнать как можно больше о том, как всё это создавалось.
Также мы работаем с гидроподъемниками на аварийно-ремонтных затворах, которые служат для безопасности ГЭС.Мы следим за такими ключевыми механизмами и занимаемся сопутствующей деятельностью — стропальными работами, зацепкой и перевозкой грузов.
Случаются срочные работы, но преимущественно все выполняется по строгому графику ремонтов. В начале каждого рабочего дня у нас идет так называемый «развод» — приходит мастер, дает задание, мы определяемся со снаряжением и инструментами и отправляемся на точку. Непосредственно перед тем, как приступить к выполнению задач, мы надеваем снаряжение и получаем разрешение на работу. Например, на этой неделе мы перевозили и поднимали водосливные затворы для осмотра, который проводится каждые 5 лет по предписанию Ростехнадзора экспертной организацией.
Про плюсы и минусы работы
На Красноярской ГЭС я особенно ценю коллектив за его доброжелательность. На момент трудоустройства мне было 25 лет, и я оказался самым молодым на участке. Но поскольку все были настроены ко мне дружелюбно, я легко влился. Мне подсказывали, что и как делать, и тем самым многому научили. Очень благодарен этим людям! Сейчас наш коллектив омолаживается, есть ребята от 21 года, но теперь уже я сам обучаю начинающих специалистов.
Большой плюс для меня после работы вахтовым методом — это стабильный график. Переработки если и случаются, то они оплачиваются, поэтому это не проблема. Да и в целом в плане социальной стабильности чувствую себя максимально уверенно. Я всегда понимаю, сколько я получу, могу распланировать траты и знаю, что никогда не случится внезапных проблем
Помимо этого, ГЭС и компания En+ в целом всячески поддерживает своих сотрудников — предоставляет возможности заниматься спортом, предлагает специальные программы для желающих взять ипотеку. Также у нас существует профсоюз, и одна из его задач — поддержка молодых специалистов. По Трудовому кодексу, если сотрудник уходит на больничный, и при этом у него нет 8 лет стажа, больничный ему оплатят в объеме ниже 100% от среднего заработка. В нашем случае профсоюз компенсирует оставшуюся часть, чтобы сотрудник имел возможность получать полную зарплату и чувствовать себя комфортно.
Три года назад я лично воспользовался такой возможностью после травмы колена, которую получил, когда катался на велосипеде. Два месяца провел на больничном и практически не потерял в заработке. В тот момент я убедился, что, работая на ГЭС, могу быть спокоен за свое будущее.
В чем-то ГЭС помогает преодолеть себя. До устройства на станцию у меня была сильная боязнь высоты, а когда регулярно пришлось заниматься высотными работами, этот страх прошел. Мы всегда работаем на высоте со страховкой, которая позволила мне почувствовать себя в безопасности и победить фобию. Теперь проблем с этим не испытываю, хотя изначально казалось, что будет сложно.
Из минусов могу назвать разве что влияние погоды на нашу работу, поскольку мы проводим довольно много времени на улице. На морозе, на жаре или под дождем приходится проводить по три-по четыре часа подряд. Хотя к этому привыкаешь, да и плюсы у работы на открытом воздухе тоже есть. Интересно очень наблюдать за животными. Летом это утки с утятами и коршуны, которые высматривают рыбу, а зимой — зайцы носятся. Выйдешь на плотину, а там весь лед в маленьких следах.
Грандиозное сооружение
Конечно, какие-то вещи со временем становятся обыденными и ты уже не испытываешь восторга от перепада высот в сто метров, поднявшись на гребень плотины. Но когда оказываешься там в первый раз, то дух захватывает, и это ощущение в любом случае дорогого стоит. Ты понимаешь, что работаешь на таком грандиозном сооружении, ощущаешь его величие и невольно задумываешься о том, сколько сил в станцию вложили наши предки.
Поэтому находясь здесь, мы всегда чувствуем особую ответственность и работаем добросовестно, чтобы ГЭС работала без перебоев. От этого зависит жизнь, комфорт и безопасность десятков тысяч людей, в чьи дома мы подаем энергию.
Беседовала Кристина Иванова специально для Newslab
Фото: Красноярская ГЭС