В какую сторону будет меняться процесс поиска и найма сотрудников в условиях дефицита кадров?
Действительно, многим работодателям придется пересмотреть подход к подбору персонала, просто потому что ситуация на рынке изменилась. Компаниям очень важно меняться вместе с рынком труда и подстраиваться к нему, поскольку каждый работодатель хочет относительно легко находить людей с необходимой квалификацией и навыками, и чтобы при этом был достаточный выбор кандидатов, что позволяет сделать издержки поиска и выбора минимальными. Увы, кто не захочет ничего менять, столкнется с ситуацией, когда на закрытие вакансий будет уходить в несколько раз больше времени и денег, чем раньше.
Каким HR-задачам в компаниях стали больше внимания уделять в этом году?
Одной из главных HR-задач компаний стала работа над мотивацией и вовлеченностью персонала (46 % отметили этот вариант в опросе службы исследований hh.ru), это логично, поскольку удерживать людей сейчас гораздо выгоднее, чем искать новых.
Второй приоритет — работа над повышением квалификации и обучением персонала, над эффективностью и производительностью персонала.
Третий — формирование корпоративной культуры. Три года назад, в 2018-м, когда проводили такой же опрос, важность этих задач для работодателей была заметно ниже, например, оценки значения корпоративной культуры выросли за это время более, чем в пять раз. Заметно выше стал интерес компаний к поиску талантов, а также к HR-аналитике.
В период пандемии часть сотрудников ушли на удалёнку, часть работают в гибридном графике. Привело ли это к проблеме, что работодатели стали хуже понимать потребности своей команды?
Отчасти это так, именно поэтому в период пандемии стало особенно важно понимать, что думают сотрудники, и одним из горячих инструментов в HR стали, например, опросы, популярность которых многократно выросла за последние два года.
Опросы сотрудников актуальны не только потому что работодатели хотят знать, что думают сотрудники, есть и другая сторона — людям важно иметь возможность высказаться, и делать это чаще, чем один раз в полгода. В том числе поэтому появился такой конструктор опросов и в линейке сервисов HeadHunter.
Насколько кризис ускорит процесс цифровизации найма в регионах?
Процесс найма, особенно в крупных компаниях, будет все больше цифровизироваться, поскольку бумажный документооборот становится громоздким и тормозящим работу, например, CRM-системы для рекрутинга уже сейчас позволяют автоматизировать подбор и закрывать вакансии быстрее. Наиболее продвинутые CRM, как Talantix, например, уже умеют настраивать «умный поиск», который анализирует и ранжирует кандидатов со всех ресурсов, а в результате в топе у работодателя оказываются самые подходящие кандидаты, которые максимально соответствуют требованиям к навыкам, опыту и так далее.
Что в новых условиях будут делать работодатели, чтобы привлекать и удерживать людей в компании?
Новый тренд на рынке труда — well-being, это комплексный подход по улучшению уровня благополучия и удержанию сотрудников в компании. После «пандемийного» 2020 года, когда уровень стресса работников был выше среднего, развитие таких программ вышло на новый уровень. Результаты опросов говорят о том, что первое место среди ключевых направлений для программ well-being занимает как раз развитие рабочей среды — на этом планируют сфокусироваться половина опрошенных компаний (52 %).
Второе место по важности заняла поддержка психологического состояния сотрудников (36 %). И третье важное направление — развитие программ физического здоровья сотрудников (32 %). Очевидно, что человек, который испытывает проблемы со здоровьем или чувствует дискомфорт на работе, будет переживать высокий уровень стресса и демонстрировать низкую эффективность. По большому счету, программы заботы обеспечивают баланс между потребностями сотрудников и задачами компании.
Как будет трансформироваться роль HR-специалиста в компании?
Сейчас на рынке труда практически тотальный дефицит кадров, людей не хватает, откликов на вакансии стало в разы меньше, квалифицированные специалисты хотят работать в крупных компаниях и много зарабатывать. И очевидно, что требования к специалисту по поиску и найму персонала будут серьезно меняться: теперь это уже немножко математик, потому что нужно посчитать воронку найма, немножко маркетолог — потому что надо знать каналы, через которые можно увеличить количество лидов, еще немножко психолог — потому что со строителем нужно разговаривать на одном языке, а с «айтишником» на другом, ведь люди по-разному принимают решения, для них разные вещи важны в работе.
Прошлый год показал, что рекрутеры должны быть еще и немножко медиками. Это все дополнительные компетенции, которые нужно осваивать «здесь и сейчас», потому что без них невозможно выстроить эффективный подбор в компании.
Интернет-газета Newslab.ru