>
>
>
«Я решил отнять у актеров голос»: как красноярцы вникали в спектакль на языке жестов

«Я решил отнять у актеров голос»: как красноярцы вникали в спектакль на языке жестов

17.11.2021
1
Спектакль «Три сестры» новосибирского театра «Красный факел»

Нам удалось «поймать» главного режиссера Новосибирского театра «Красный факел» Тимофея Кулябина после его встречи с представителями девяти театров-победителей шестого конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Тимофей привез в Красноярск свой знаменитый спектакль «Три сестры», поставленный по чеховской одноименной пьесе — она уже несколько веков покоряет разного зрителя, а в этом году ей предстоит покорить и театрала красноярского.

«Как на сегодняшний день можно по-новому поставить спектакль? Отнять у актера элемент его игры, и тем самым обострить все остальные. Я решил отнять у них голос. В свое время меня увлекало наблюдать за слабо слышащими людьми на улицах и в общественных местах, потому что мне казалось крайне выразительным их общение. Всегда хотелось угадать — о чем они разговаривают? Тогда и возникла идея сделать спектакль на языке жестов, а затем уже я решил, что в основе спектакля должна быть классическая и известная пьеса с большим постановочным опытом, где режиссерами уже сделано всё, что можно — как всем кажется. Выбор пал на чеховскую пьесу „Три сестры“. Тогда прием и сработал в преломлении с материалом», — рассказал Тимофей Кулябин.

По словам режиссера, спектакль остается понятным для любого зрителям по нескольким причинам. Во-первых, есть субтитры, и человек, не читавший чеховского оригинала, поймет, о чем в этой пьесе идет речь. Во-вторых, спектакль не «молчит» — он играет различными звуками жизни — быта или среды: здесь тикают часы и дует ветер за окном. Тимофей Кулябин называет это «звукомузыкальной партитурой», а также обещает, что несмотря на более чем 4-часовую длительность спектакля и три антракта, сюжет подсокращен.

«Мы смогли поставить здесь спектакль во многом благодаря фестивалю „Территория.Красноярск“, потому что наша постановка, при том что она уже довольно давно гастролирует по всему миру — по Европе и Азии, в Воронеже, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве, — я почему-то никогда не доезжал до Красноярска, хотя, казалось бы, живу в соседнем городе. Это связано с тем, что наш спектакль — довольно объемный, масштабный и дорогостоящий для его вывоза, и тут нужны дополнительные усилия, как фестиваль, который смог позволить привезти „Трех сестер“ в краевую столицу», — отметил новосибирский режиссер.

Оказавшись на самом спектакле, слышишь недоуменный шепот соседей — некоторые не знали, что постановку «отыгрывают» на языке жестов. Но на десятой минуте привыкаешь: работает суфлер, и то, о чем говорят герои пьесы, можно прочитать на экране. По задумке режиссера ты наблюдаешь за жизнью Прозоровых будто сверху вниз — декорации выстроены так, будто сцена — это чертеж дома, но в каждой комнате по соседству с молчаливой мебелью еще и что-то происходит.

Актеры «без голоса» отыграли стыд, огорчение, усталость или влюбленность так, что почти каждый, кто сидел в зале, смог почувствовать их и вспомнить что-то важное о себе самом.

«Меня очень тронула игра актера, который исполнял роль Андрея (Алексея Межова, прим.ред.) — в моменты, когда герой пьесы понял, что обменял мечту на суровый быт с женой, которая его не понимает — слезы наворачивались на глаза. Это одна из историй, которая всегда — и в 19 веке, и в 21 — сыграет так, что ты узнаешь в ней свои утерянные амбиции, свою большую ошибку и боль от неправильного выбора», — рассказала Анжелика, зрительница постановки.

На просторах интернет-пространства можно найти следующие отзывы к одному из ведущих спектаклей новосибирского театра «Красный факел».

«Мое впечатление от него можно кратко описать одним словом: шок. Насколько руки и мимика могут быть выразительны! Как велик диапазон языка жестов — от смущенного шепота до исступленного крика. Как больно может бить непроизнесенное слово. Я слышала их голоса в своей голове на протяжении всего действия. И слышу до сих пор. Режиссерский замысел куда выше и масштабнее чеховского „разговора глухих“ из школьных учебников. Здесь эгоизм, оторванность от реальности и отсутствие взаимопонимания опасны и грозят бедой, ведь жест бессмыслен без адресата, а герои беспомощны друг без друга и беззащитны перед огромным звучащим миром»;

«Непривычно только первые 10 минут, жесты и звуки... Но потом идет полнейшее погружение в сюжет. Сам спектакль взволновал! Интересно раскрыты характеры героев, не совпала у меня картинка „по Чехову“, и это, кстати, очень порадовало. Спектакль располагает к анализу, а концовка удивила — никогда не поздно начинать жить»;

«Спектакль без слов невольно заставляет концентрироваться на самом главном — на игре актеров. А она в данном спектакле была просто неподражаема: эмоции, чувства, переживания героев, которые ты, как зритель, понимаешь по одному только взгляду, по одному только жесту... Для меня это и есть настоящий театр».

Не все зрители остались единодушны — были и те, кто критиковал постановку за сложность, организацию пространства и несоответствие жестового языка оригинальному. Как отметил сам Тимофей Кулябин, это нормально — не понимать замысел режиссера, осознавать, что это — «не твоё». Также Тимофей подчеркнул, что где бы он ни показывал свою работу — во Франции, в Швейцарии, в России или в Японии — везде ее принимали примерно одинаково — и в основном положительно.

«В какой-то момент недуг передается и нам, слышащим. Как „они“ в наших глазах, так и „мы“ остаемся глухими к словам, которые могли бы нас изменить, так и мы находимся в постоянном страхе перед миром, понять который не можем. И мы тоже так сильно уязвимы перед ходом времени... В русском формализме Кулябина — главный урок заключается не в том, что нас отчуждает, а от того, что нас приближает к миру глухих», — написал Григорис Иоаннидис в издании Efsyn.

С 15 по 21 ноября в Красноярске проходит фестиваль современного искусства «Территория.Красноярск». Это совместный проект Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства и крупнейшей в России золотодобывающей компании «Полюс». Также событие проходит при поддержке Министерства культуры Красноярского края.

Программа «Территории.Красноярск» рассчитана на неделю, и в общей сложности за это время состоится 35 событий: спектакли, читки, перформансы, кинопоказ, творческие встречи, выставка, концерт, участниками и зрителями которых станут более 3 000 человек со всей России. Подробности программы — на сайте фестиваля.

Анастасия Гнедчик специально для Newslab, фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Территория. Красноярск».

Рекомендуем почитать