
Три года по 26 рублей
Последний раз цены на проезд в автобусах поднимался в 2019 году.
Тогда перевозчики посчитали, что поездка должна стоить не менее 25-30 рублей, но цену увеличили с 22 до 26 рублей. В феврале 2020 года подняли стоимость проезда и в электротранспорте — с 19 до 22 рублей. В начале лета 2021 года в троллейбусах и трамваях перестала действовать скидка при безналичной оплате. С тех пор тариф на проезд в автобусе не пересматривался.
«Ситуация безвыходная, при которой перевозчики не могли уже работать на данном тарифе. Мы работаем уже три года на этом тарифе и за это время произошло уже масса событий — подорожало топливо, подорожали запчасти, сотрудникам нужна индексация зарплат. Все вместе это привело к тому, что мы видим исчезновение перевозчиков — 32, 36 маршруты. Чтобы удержать планку, необходимо повышать тарифы», — заявил в интервью «7 каналу» заместитель председателя ассоциации перевозчиков края Константин Кнапнугель.
Минус маршруты
За последние два года Красноярск лишился сразу нескольких маршрутов. Из-за низкой рентабельности перевозчики просто их закрывали. Пассажиры в свою очередь лишились привычных автобусов и возможности добираться до необходимых пунктов.
Так, в марте прошлого года закрылись два маршрута — № 20 и № 51. Вместо них запустили маршрут № 21. Появление нового маршрута в мэрии объяснили тем, что 15 апреля истекает срок контракта по обслуживанию автобусного маршрута № 20. Перевозчик заявил, что не сможет принять участие в конкурсе на обслуживание маршрута, так как имеющийся у него подвижной состав не соответствует современным требованиям. По этой же причине контракт не продлят и с маршрутом № 51.
«В первую очередь, это требования к экологичности транспорта, — пояснил заместитель руководителя департамента транспорта Игорь Манченко. — Напомним, что к апрелю 2022 года перевозчики должны перевести весь подвижной состав своих парков на автобусы экологического класса не ниже Евро-4. В официальном реестре маршруты № 20 и № 51 останутся — если перевозчики заявятся на их обслуживание, мы будем готовы рассмотреть этот вопрос».

Как видим, требования к маршрутам и перевозчикам растет, а деньги на обновление и улучшение качества — остаются теми же.
Кто считает тариф?
Расчётом тарифа занимается министерство тарифной политики Красноярского края. Как Newslab рассказали в пресс-службе министерства тарифной политики, перевозчики просили поднять цену проезда минимум на 11 рублей.
«Пересмотр тарифа осуществляется, когда обращается более 50 % перевозчиков. В октябре к нам подали обращение 27 организаций, которые занимают 85 % маршрутов перевозок в Красноярске. Они просили поднять цену проезда от 37 до 50 рублей. Поданные документы рассматривала специальная комиссия, которая и установила поднять тариф на перевозку до 32 рублей и не выше. Это предварительный расчет. 20 января его рассмотрит специальная комиссия министерства, которая и примет окончательное решение», — рассказали в министерстве.
Сейчас проект приказа проходит экспертизу. В случае одобрения, официальный приказ опубликуют, и он вступит в силу в течение 10 дней с момента публикации. Тогда красноярцы будут платить за проезд 32 рубля.
Что для пассажиров?
Можно ли было оставить старый тариф? Теоретически, увеличение стоимости проезда должно улучшить качество перевозок. Подъем призван, прежде всего, справиться с нехваткой работников на перевозках. Если будет больше водителей, можно будет выпустить на линии больше автобусов. А значит, горожане будут меньше стоять на остановках и меньше толкаться в переполненном транспорте.
В департаменте транспорта города также отметили, что намерены сохранить цены на проездной билет и сохранить все существующие льготы.
Но очень часто, после подорожания той или иной услуги (в том числе и цены проезда) жители не видят ощутимых улучшений: автобусы продолжают оставаться грязными, водители лихачат, а автобусы ходят забитыми.
Сами красноярцы, конечно, протестуют против повышения стоимости проезда, но все же понимают необходимость роста. Типичный комментарий в соцсетях к новостями о грядущем подорожании:
«Пускай сделают 40 рублей, но чтобы все автобусы были новые, чистые и ходили часто, а не раз в полчаса. За то, что сейчас, 26 рублей — это необоснованно дорого, не говоря уже о 32-х».
Красноярские общественники также отмечают, что транспорту нужны качественные изменения, но поможет ли в этом рост цен на проезд, неизвестно.
Непростая история общественного транспорта Красноярска«Помимо повышения стоимости, в сферу общественных перевозок в Красноярске ежегодно вливается в виде дотаций суммы в сотнях миллионов рублей. Уточню, что это на поддержку, а не на развитие. Отмечу, что общественный транспорт в Красноярске далеко не самый плохой, но явно и серьезно не дотягивает до достойного уровня. Однозначно, повышение стоимости негативно отразится на множестве красноярцев и их отношении к городской власти. Более того, повышение цены проезда никаким образом не решит повышение качества перевозок, а может быть и даже не остановит регресс, который стремительно начался 2 года назад, в том числе и из-за пандемии», — высказал свое мнение общественник Сергей Волков.
В любом случае, грядущее повышение платы за проезд неизбежно — вслед за подорожанием большинства товаров и услуг. А вы готовы платить больше? Расскажите в комментариях!
Интернет-газета Newslab