>
>
>
«Мне приходилось разрушать, а теперь я создаю»: как генерал Лебедь основал в Сибири школы для кадет и гимназисток

«Мне приходилось разрушать, а теперь я создаю»: как генерал Лебедь основал в Сибири школы для кадет и гимназисток

28.04.2022
27
Фото: архив красноярского кадетского корпуса

В мае 1998 года Александр Лебедь был избран главой Красноярского края, а уже 1 июля в столице региона появился первый кадетский корпус, который сейчас носит имя генерала. О том, как создавался этот корпус и чем система кадетского воспитания в Красноярском крае отличается от той, которая появилась позднее в других городах, Newslab рассказала заместитель директора кадетского корпуса имени Александра Лебедя по научно-методической работе Надежда Кораванец. Она была членом команды, создававшей кадетское образование в крае.

«В России с начала 1990-х годов был определенный опыт возрождения кадетских корпусов. Первый из них появился в 1992 году в Новочеркасске — родном городе Александра Ивановича Лебедя. Это Донской казачий корпус. Он существовал еще в царской России и был возрожден при поддержке Лебедя. Вторым стал Сибирский, расположенный в Новосибирске. Реализация проекта по созданию кадетских корпусов в Красноярском крае началась с вступлением Александра Ивановича в должность губернатора», — рассказала Надежда Кораванец.

Александр Лебедь на первой линейке Красноярского кадетского корпуса и Мариинской женской гимназии, созданных по его инициативе
Фото: предоставлено Ильей Наймушиным

В огромном Красноярском крае решили сразу создавать систему, а не один кадетский корпус, как это было в других регионах. Практически сразу же задумались и о добавлении в этот проект Мариинских гимназий — учебных заведений, где будут учиться только девочки. Это предложение тоже исходило от губернатора.

«Когда кадетские корпуса создавались, мы опирались на идею элитности такого образования. Но Александр Иванович всегда подчеркивал — это не учреждение для элиты, а учреждение для выращивания элиты, способной управлять государством — служить государству в военной и гражданской сферах», — вспоминает Надежда Кораванец.

Фото: ruscadet.ru

Для реализации своей идеи о создании кадетского корпуса, Лебедь пригласил в Красноярский край директора Новочеркасского корпуса Владимира Миронова. Он возглавил Управление по делам казачества и кадетских учебных заведений администрации края. Под его руководством коллектив разработал модель воспитания будущих кадет и гимназисток.

«Мы серьезно изучали опыт современного кадетского образования и историю кадетских корпусов. В то время еще жили и активно работали „старые кадеты“ — выпускники Первого русского великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса. Он работал в Сербии. Эти кадеты создавали свои объединения, сохраняли традиции и свою мечту, что когда-то кадетское образование вернется в Россию. Нам очень помог журнал, который они издавали. В нем они публиковали воспоминания, описывали жизнь в кадетских корпусах, их традиции. Доступ к этим материалам нам обеспечили Владимир Николаевич Миронов и Александр Иванович Лебедь», — рассказала Надежда Кораванец.

Здания кадетскому корпусу достались от Красноярского высшего командного училища радиотехники ПВО

Вопрос с помещением для кадетского корпуса решился достаточно легко — в августе того же 1998 года было расформировано Красноярское высшее командное училище радиотехники ПВО. От него остались учебный и спальные корпуса, склады. Этот комплекс перешел кадетскому корпусу «по наследству», вместе с некоторыми педагогами. Но и тут случались разные ситуации.

«Мы начинали занятия, а курсанты в это время уходили еще из училища. Учитель уходит на перемену, а когда возвращается — столов нет, курсанты получили задачу убрать их на склад. Так они до сих пор и стоят на том складе. Но нам взамен купили новые столы и тут же ремонт провели. Конечно, все это было не без участия губернатора. Но вообще он не особо контролировал всю работу, потому что у него других забот хватало. Был особый человек, который занимался этим вопросом», — отметила Надежда Кораванец.

Александр Лебедь устраивал обязательные сборы учеников кадетских корпусов со всего края в Красноярске перед началом учебного года. Эти мероприятия проходили тожественно, на площади Революции у памятника Ленину. Губернатор лично смотрел, как одеты кадеты и гимназистки, общался с ними, расспрашивал, как они живут. В этом году общий сбор всех кадет и гимназисток края планируют провести в конце года — на выпускном, который пройдет в конце июня. По его инициативе в кадетских корпусах проводились балы.

Вообще, вспоминает Кораванец, генерал любил общаться с детьми, хотя приезжать надолго в кадетский корпус у него не было возможности.

«Когда он приезжал к нам, он становился совсем другим. У него не было маски сурового генерала. Он был доступен для детей, они подходили и жали ему руку. У нас еще была такая „фишка“ — белые ремни на форме. И вот он всем расписывался внутри ремня. Они стояли очередью и он до последнего кадета расписывался. Отказывался уезжать, пока всем автограф не оставит. У него было отеческое отношение к этим детям».

Материалы по теме
«Он старался служить стране и людям»: каким запомнят Лебедя красноярцы
Самые яркие кадры от фотографа легендарного главы края

Уникальный опыт создания системы кадетских корпусов и Мариинских гимназий был известен не только в России, где на его основе появлялись новые учебные заведения, но и за границей. Один из зарубежных телеканалов три года снимал фильм, об истории трех девочек-гимназисток — как они меняются год от года. В феврале 2002 года создатели этой документальной ленты договорились об интервью с Александром Лебедем. Оно состоялось за закрытыми дверями, поэтому то, о чем говорил генерал, работники корпуса узнали только после его трагической гибели.

«Когда его уже не было, мы получили видео с этом фильмом. К несчастью, позднее эта кассета была утеряна. У нас был просто мороз по коже, когда мы слушали это интервью. Он, по сути, подвел итог всей своей жизни. Я не помню, конечно, дословно. Но там были такие слова: „Я военный, я люблю свою профессию, я ей предан и не выбрал бы другого профессионального пути. Но как бы мы не смотрели на эту профессию, в ней есть элемент разрушения. В своей жизни мне тоже приходилось разрушать. А сейчас я создаю — создаю новую систему для детей. Это очень интересно, и считаю, что это гораздо важнее и значимее“», — вспоминает педагог.

Фигура Александра Лебедя до сих пор многими воспринимается неоднозначно. Но бесспорно одно — у него получилось создать в Красноярском крае минимум один проект, противников у которого нет. Это система кадетских корпусов и Мариинских гимназий, которые продолжают развиваться. Сейчас в регионе 8 учебных заведений для мальчиков и 2 — для девочек. Дети, прошедшие эту школу, получают возможность поступить в лучшие вузы страны (причем без каких-либо льгот!) и на долгие годы остаются кадетским братством.

Анна Кравченко специально для Newslab

Лебедь Александр Иванович
Экс-губернатор Красноярского края
Миронов Владимир Николаевич
Бывший атаман Енисейского войскового казачьего общества

Рекомендуем почитать