Когда и для каких целей был создан Сибирский институт развития креативных индустрий?
Идея создания в Красноярском крае организации для развития креативных индустрий появилась во время «Российской креативной недели — Сибирь», которая в ноябре 2021 года состоялась в Красноярске. Тогда форум впервые проводился за пределами Москвы и привлек к себе большое внимание. По его итогам при поддержке губернатора края Александра Усса было принято решение создать Сибирский институт развития креативных индустрий, который мог бы целенаправленно работать именно с креативными предпринимателями. Мы стали таким агрегатором всего связанного с креативными индустриями, объединили усилия разных ведомств, бизнеса и самих креативных сообществ.
Когда мы говорим про «креативные», мы говорим про творчество. Когда говорим про «индустрии», мы говорим про экономику. Поэтому очень важно сохранять понятие «креативные индустрии» в экономическом смысле.
Вообще, предпринимательство в творчестве — это другое предпринимательство. Опираясь на свой предыдущий опыт, могу сказать, что развивать креативное предпринимательство сложнее. Творческие люди — профессионалы в своем деле. Но они так сильно сосредоточены на продукте, что зачастую у них нет ни времени, ни желания заниматься его монетизацией. Задача нашего Института развития — помочь им улучшить их товары, проекты, чтобы они были качественными и конкурентоспособными. Институт становится той площадкой, куда креаторы могут приходить с вопросами, проблемами, идеями и находить здесь всестороннюю поддержку от новых контактов до льготных площадей для размещения бизнеса или переупаковки товара.
Сейчас мы выстраиваем понятную систему работы с представителями креативного сообщества. Сами креаторы дают нам обратную связь о своевременности создания такой организации, как Сибирский институт развития креативных индустрий.
Расскажите подробнее о поддержке, которую уже сейчас Сибирский институт развития креативных индустрий может предложить креативному бизнесу?
Наша команда проводит огромную работу в направлениях продюсирования, аудита проектов, переупаковки продуктов, маркетинговых исследований. Также поддерживаем красноярских творцов через образовательные программы и консультирование по вопросам государственной помощи бизнесу. Это может быть обучение основам предпринимательской деятельности, подаче грантовых заявок и другое. Например, этим летом мы поняли, что художникам нужно обучении по составлению творческой биографии и портфолио, и предложили им интенсив с искусствоведом, куратором Оксаной Будулак.
Как результат, одна из его участниц Анастасия Рыбакова прошла на ярмарку молодого современного искусства blazar, где продала четыре работы. Или вот к нам поступали обращения от дизайнеров одежды по вопросам сертификации их товаров. Поняв, что эта тема сейчас наиболее актуальна для них, мы организовали встречу. Там привлеченные специалисты рассказали участникам о разных аспектах сертификации и маркирования одежды собственного производства.
Среди мер поддержки Института креативных индустрий — размещение офисов и мастерских в креативном кластере «Квадрат», предоставление там площадей для проведения мероприятий. Кластер продолжает формироваться в центре города на площадях бывшего завода «Квант».
Первоначально он создавался усилиями бизнеса, а теперь получил поддержку правительства Красноярского края. Сейчас мы уже разместили мастерскую интерактивных решений, театральную студию, дизайнера одежды, музыкальный коворкинг, творческую, макетную, столярную мастерские, интерактивный музей науки, студию промышленного дизайна, школу воздушной акробатики, студию барабанов.
Отдельно бы хотел остановиться на продюсировании. Это наша ключевая задача, потому что интересных качественных продуктов наши креаторы делают много, а вот продвигать их умеют далеко не все. Вот пример из киноиндустрии. Началось все с того, что молодые красноярские режиссеры сняли документальный фильм «Там, где наш дом» по грантовой программе министерства культуры края. А Институт креативных индустрий помог им сделать серьезную премьеру в кинотеатре «Синема Парк». Премьерный показ стал настоящим светским событием для города. Под живую музыку каждый мог прогуляться по красной дорожке, выпить бокал игристого и запечатлеть момент на фото, а затем посмотреть кино об удивительных людях Сибири. Эффект колоссальный — красноярцы массово пошли в кинотеатры смотреть «Там, где наш дом».
Кроме того, премьера стала стартом для выхода ленты на большие экраны не только города, но и страны. В сентябре фильм взяли в ротацию более 50 кинотеатров России. Сами авторы говорят, что всероссийский прокат для картины из Сибири — редкое явление. Вот так Институт развития помогает таким молодым талантливым ребятам, которые умеют делать качественный контент, стать известнее, а также монетизировать их креативную деятельность. В конечном счете это еще и прославляет наш Красноярский край.
В целом можно сказать, что наша работа строится на трех важных составляющих — аудит, доращивание и продюсирование. Аудит — анализ рынка, работа с проектом или идеей, определение целевой аудитории, финансовой модели. Доращивание — подтягивание качества продукта или компетенций предпринимателя. Продюсирование — продвижение товаров или услуг. Сюда входят менеджмент, упаковка, создание концепции и позиционирования.
А кто и как может получить вашу поддержку?
Любой творческий человек, который готов из своего хобби делать бизнес, либо продвигать имеющийся проект на новый уровень, может обратиться к нам. Нужно просто позвонить или оставить заявку на сайте industry.art или в сообществе Института креативных индустрий во «ВКонтакте». В заявке просим отразить кто вы, чем занимаетесь, какие меры поддержки необходимы и какая цель проекта. Возможно, человек хочет продавать картины и стать известным на весь мир. Возможно, продукт нужно переупаковать, поработать с ценообразованием, определить целевую аудиторию. А может быть предпринимателю нужно получить дополнительные компетенции.
Сибирский институт развития креативных индустрий существует меньше года, но уже был в числе организаторов или партнеров ряда мероприятий. Буквально в начале декабря в Красноярске ярко прошла неделя моды. Говорили, что это первое в регионе событие про моду именно как про индустрию. Какие эффекты от события получила фэшн-индустрия?
Если говорить о неделе моды «Сибирские бренды», то в первую очередь мероприятие оказалось весьма эффективным и полезным. За красивым и ярким событием стоит большая работа с профессиональным сообществом, которую ранее никто в таком объеме не делал.
Неделя моды — это не только показы. Это обширная деловая программа, лекции и мастер-классы по актуальным у профессионального сообщества запросам. Впервые в Красноярск по нашему приглашению приехала команда института развития индустрии моды Beinopen. Это организация локального шоурума прямо на площадке мероприятия, где более 20 брендов одежды, украшений, аксессуаров продавали свои товары. Это возможность для начинающих дизайнеров получить советы и конструктивную критику байеров международного уровня, владельцев шоурумов — тех, кто знает, какие бренды продаются.
Сами показы были очень разнообразными, демонстрирующими возможности красноярской модной индустрии. Это и детская одежда, и апсайклинг-коллекции с вторичным использованием сырья, и образы для проекта «Подиум зрелой красоты», где самой старшей участнице накануне выхода на подиум исполнилось 94 года. А показ «11 стилистов/11 женщин» стал уверенным шагом в создании моды на покупку одежды у своих, потому что все образы были созданы красноярскими стилистами из вещей красноярских брендов.
Мы подсчитали, что на неделе моды в шоуруме в «Квадрате» красноярские дизайнеры продали товаров на общую сумму 1 145 180 рублей.
В целом неделя моды стала финалом большой системной работы с индустрией в этом году. В мае мы обеспечили участие красноярского бренда женской одежды в крупном профессиональном шоуруме в Москве, в июне два красноярских дизайнера были приглашены для участия в показах Московской недели моды, в сентябре шесть брендов одежды из края прошли аудит. Мы провели конкурс моды и дизайна «Сибирские бренды», который является отличной площадкой для начинающих дизайнеров. В этом году мы усилили конкурс за счет финансирования пошива финальных коллекций и увеличения количества номинаций. Вот такой целый ряд шагов мы предпринимали в течение года для поддержки модной индустрии края.
Какими еще проектами, реализованными за этот год, особенно гордитесь? Давайте назовем топ-3.
Большим событием стала «Российская креативная неделя», которая в июле проходила в Москве. Красноярский край стал региональным стратегическим партнером мероприятия и единственный из 62 регионов-участников представил отдельный павильон со своей региональной программой. На этом федеральном мероприятии мы показали креативные индустрии края в лицах и перспективы их развития. В Москву на форум приехала делегация из края: более 70 человек, в числе которых рестораторы, художники, дизайнеры, режиссеры, фотографы, стилисты, маркетологи и другие представители креативных профессий. Форум стал для нас важным не только с точки зрения формирования креативного сообщества вокруг нашего Института развития, но и с точки зрения плотной интеграции Красноярского края в федеральную повестку развития креативных индустрий.
Именно в Москве мы подписали соглашение, которое закрепило за Красноярском право во второй раз принять «Российскую креативную неделю — Сибирь». И свой форум мы провели в конце ноября. Гости приехали из семнадцати регионов России, включая все субъекты Сибирского федерального округа. Программа затронула несколько тематических блоков: архитектура, дизайн, мода, искусство, медиа, издательское дело, кино, анимация, компьютерная графика, IT и гейм-индустрия, маркетинг и креативное предпринимательство.
И уже на сибирской креативной неделе наш Институт развития подписал новые важные соглашения. С Президентским фондом культурных инициатив договорились о совместных образовательных программах, которые помогут грантополучателям разобраться в специфике заявочной документации, дадут необходимый набор знаний и навыков. Это в том числе усилит первое региональное представительство фонда, которое открылось в Красноярске как раз в дни форума. Второе соглашение с национальным открытым чемпионатом творческих компетенций ArtMasters — работа с кадрами в сфере креативных индустрий одна из приоритетных для Института развития. К тому же, подписанное соглашение делает этот чемпионат ближе к Красноярскому краю. Теперь можно рассчитывать на проведение регионального этапа.
Далее хочется вспомнить выставку «Тайгаrt. мерцание на границе». Она стала и кульминацией большой работы с художниками в этом году, и примером продюсирования — одной из ключевых задач нашего Института. Выставку организовали сначала летом на Бирюсе, а затем перевезли в Красноярск и осенью представили в Музейном центре «Площадь Мира». За это время ее переосмыслили, дополнили новыми работами и расширили концепцию. Но главное — объединили привычный музейный формат с возможностью приобретения выставленных работ.
Еще на «Бирюсе», где экспозицию посетили серьезные галеристы, как Лилиана Маррэ, Алина Крюкова, Юрий Омельченко, которые были заинтересованы в приобретении некоторых работ, выяснилось, что художники не знают цену своим картинам и скульптурам. Мы же к открытию выставки в Красноярске помогли им выстроить систему ценообразования, а все картины для продажи разместили в онлайн-каталоге, который действует и сейчас уже с новыми работами красноярских художников.
Но поскольку мы стремимся познакомить красноярцев с местным искусством, сформировать моду на него и развить насмотренность, то до начала выставки реализовали специальный проект с ресторанной группой Berrywood Family. На протяжении семи недель в красноярских ресторанах дарили репродукции отдельных работ, которые затем представили в Музейном центре.
Еще один особенный проект для нашей команды — креативное пространство «Индустрия», где продаются креативные товары мастеров из Красноярского края. Подчеркну: все местного производства и все в одном месте. Думаю, многие сами задумывались или слышали вопросы от гостей города, а что бы такого и где купить, что произведено именно в Красноярском крае.
Наш шоурум разместился в здании, где формируется креативный кластер «Квадрат» (ул. Ады Лебедевой, 93в). Но там не только магазин, где можно купить сувениры, предметы декора, одежду или аксессуары, это многофункциональное пространство. Там также есть площадка для выставок и других мероприятий. Открыли его мы специально к Новому году. Нам есть что предложить жителям как с точки зрения подарков, так и с точки зрения событий. У нас в регионе много креаторов, производящих интересные продукты, какие-то из них даже уникальны.
Проделана серьезная работа: ремонт в помещении, сбор заявок от креаторов, оценка, какие индустрии и как представлены в Красноярском крае, конкурсный отбор. И теперь мы представляем первую экспозицию. Там есть бренды одежды, аксессуаров, мебели, косметики, декора, продуктов питания, изделий из кожи, а также работы художников. Для примера: украшения Element Soul, очки brevno, деревянные изделия мастерской Zastrug furniture, светильники от Mana Fabric. Обновлять ассортимент будем каждые три месяца. Кстати, также работает онлайн-шоурум. Покупайте товары местных брендов по ссылке.
За неполный год работы Сибирского института развития креативных индустрий результаты ощутимы. Но все же, зачем промышленному региону как Красноярский край, уверенно стоящему на ногах, вкладывать усилия в развитие креативных индустрий?
Креативные индустрии во всём. Мы привыкли, что в Красноярском крае экономика в основном строится на промышленности. Но уже сегодня Красноярский край становится регионом с сильным образованием и культурой, с серьезным интеллектуальным потенциалом. Если же разбираться детальнее, то все, что мы видим, это про креативные индустрии — от гастрономии до городских пространств. Дизайнеры, IT-специалисты, художники, фотографы нужны всем, в том числе и крупным финансовым группам.
Развитие креативных индустрий влияет на экономику региона. В том числе это кадровый потенциал, миграционная политика. В Красноярском крае сейчас реализуется два образовательных проекта: колледж креативных индустрий и школа креативных индустрий. Такая цепочка создает беспрерывную систему в подготовке кадров для бизнеса, связанного с творчеством.
Если создавать в регионах условия для самореализации молодежи, то молодежь перестанет уезжать. Таким образом, все наши действия по развитию и поддержке креативных индустрий направлены, в первую очередь, на развитие экономики региона и страны.
Беседовала Ирина Егорова специально для Newslab
Реклама. АНО Сибирский институт развития креативных индустрий
ОГРН: 1222400007500, Красноярск, ул. Красной Армии, 10, стр. 4, оф. 302