![](/photoalbum/77637/m/326451.jpg)
Елена на «Kia Rio» с бензиновым двигателем
У меня небольшая фирма кондитерских изделий. Сама закупаю продукты, готовлю, доставляю клиентам. Плюс надо сына возить по секциям — он сразу в двух занимается, в разных концах города. А летом еще мама на даче — то продукты привези, то урожай домой забери. Поэтому автомобиль для меня не роскошь, а необходимость.
Заправляться приходится два раза в неделю литров по 30. Раньше на это уходило около 3 тыс. рублей, после очередного подорожания пришлось отдать почти 4. Цены на бензин растут быстрее, чем мои заработки.
Выход пока я для себя нашла только один — меньше пользоваться машиной и лучше планировать передвижения по городу. Уже не еду в магазин сразу, как только у меня закончился какой-то один ингредиент. Пишу списки, прокладываю более короткий маршрут, совмещаю поездки, а некоторые клиенты начали забирать торты через доставку. Что будет дальше, не очень понятно. Скорее всего придется повышать цену на свой товар и перекладывать цену на бензин на своих клиентов.
![](/photoalbum/77637/m/326446.jpg)
Расул на «Хендай Солярис» с газовым оборудованием
Такси — это моя основная работа уже больше 10 лет. За день могу «накрутить» больше 1000 км, потому что часто беру заказы в аэропорт и целыми днями катаюсь по городу.
Несколько лет назад пересел на машину с газовым оборудованием и нисколько об этом не жалею. Раньше боялся немного, но современные установки надежные, с защитой. Главное — обслуживать их вовремя. Новый автомобиль специально искал с газом. В Красноярске на рынке их не очень много, поэтому покупать пришлось в Новосибирске.
На 100 км у меня выходит расход 10-15 литров. При цене около 24 рублей за литр газа это намного выгоднее, чем бензиновый двигатель. Если бы, как раньше, заправлялся 95-м — уже бы искал другую работу.
![](/photoalbum/77637/m/326449.jpg)
Сергей на Evolute i-Joy с электродвигателем
Это уже вторая моя машина с электродвигателем, то есть брал ее осознанно как семейный автомобиль и такси. Если считать по заправке, то она выгоднее бензиновой в 10 раз. Мне на неделю при активном использовании хватает примерно 1200 рублей (5 рублей за 1 кВт/час). На этот же срок за бензин бы я отдал около 10-12 тысяч.
Но автомобиль имеет ограничения. На одном заряде он проедет около 300-350 км. То есть на озера в Хакасию я на этой машине уже не поеду. За городом может не оказаться зарядки совсем или она может не работать в нужный момент. Можно, конечно, заправиться от обычной розетки, машина потребляет около 3-4 КВт/час (для примера, это как одновременно включенные стиральная машина и микроволновка), но заряжать ее придется 12 часов.
Быстрая зарядка, из числа тех, что установлены в городе, дает возможность зарядить аккумулятор минут за 40. Я пользуюсь сетью РСК, у них по городу сейчас около 50 зарядок и скоро будет еще больше. То есть выбор всегда есть.
А вообще, уже есть новые машины, которые могут на одном заряде батареи проехать до 600 км. На них уже спокойно можно передвигаться между городами. Но это другой ценовой сегмент.
![](/photoalbum/77637/m/326447.jpg)
Катерина на общественном транспорте
До декрета у меня была собственная машина, потому что работа была достаточно далеко от дома. Но автомобиль был дорогим в обслуживании, любой ремонт сразу сильно отражался на семейном бюджете. Поэтому было решено его продать и использовать деньги при покупке новой квартиры.
Сейчас я вышла на новую работу, но возвращаться за руль не хочу. Меня полностью устраивает общественный транспорт. График работы у меня такой, что мне не нужно выезжать в час пик. Автобусы и троллейбусы ходят достаточно часто, они чистые и не очень забитые, в некоторых даже есть кондиционеры. Пока едешь, можно расслабиться, музыку послушать или книжку почитать. А если встреча с клиентом срочная, заказываю такси.
Но даже при использовании такси, общественный транспорт получается дешевле, чем собственный автомобиль. У меня в месяц уходит около 4 тысяч. Зато не нужно думать о ремонтах, замене шин, прогреве в холода и прочем.
![](/photoalbum/77637/m/326450.jpg)
Лев на велосипеде
В доставку я пришел во время пандемии. Меня отчислили из института, хоррор-квесты, в которых я работал администратором, закрылись, а садиться на шею бабушке-пенсионерке (родители живут в другом городе) не хотелось. Поэтому вместе с другом мы решили зарегистрироваться в «Яндекс.Еде». Сначала нам давали заказы, которые были близко от заведений, но после стажировки началась настоящая работа.
Добираться на автобусе оказалось не очень удачным решением. Кондукторам не нравятся пассажиры с большими сумками и порой они требуют оплатить багаж. В час пик забраться в автобус не всегда удается, есть риск повредить упаковку.
Поэтому я попросил у знакомого велосипед. Правда, это оказалось ни капли не проще, чем бегать пешком. Первые дни я просто приходил с работы и падал. Болело все тело. Но постепенно привык.
К зиме я купил собственный велосипед, более качественный. Он стоит около 30 тысяч. В самые морозы я не работал, а при температуре примерно до −15 °С оказалось вполне можно ездить. Лицо закрываешь горнолыжной маской и балаклавой, под теплый пуховик термобелье для рыбаков — и вперед. Из обслуживания — два раза в год техосмотр за 1,5-2 тыс. рублей, да регулярная замена покрышек — они быстро стираются.
В этом году мои коллеги начали пересаживаться на электрические велосипеды. Но пока они слишком дорогие и совершенно не понятно, как поведут себя зимой. Да и на улице уже не оставишь, как мой — слишком большой риск угона.
Опрос Newslab показал, что, несмотря на все сложности, самым популярным транспортом в Красноярске остается автомобиль на бензине или дизеле. На втором месте оказался ответ «Хожу пешком или передвигаюсь на общественном транспорте». Меньше процента опрошенных указали, что передвигаются на средствах индивидуальной мобильности. Автомобили с электродвигателем выбрали для себя 2,5 % участников опроса. А на какой транспорт пересядете вы, если бензин еще подорожает?
Интернет-газета Newslab