Этот год отличается от других. Ремонтная кампания на теплосетях практически уходит в глубокую зиму. Как такое возможно — работы в разгар отопительного сезона?
2023 год не является исключением, последние годы мы ведем работы с февраля по декабрь, в зависимости от погоды. Это вызвано тем, что с 2021 года идет полномасштабное обновление теплосетей Красноярска. До этого мы меняли по 20 км теплосетей в год, а сейчас — 50 км! Учитывая то, что объем увеличился вдвое, работаем почти круглый год. Только летних месяцев нам не хватит. Объясню почему.
Во-первых, невозможно перекрыть одновременно автодороги для работ. Во-вторых, нельзя отключить горожан от горячей воды сразу во всех районах. Кроме того, мы синхронизируем свои ремонты с проектами администрации города — например, они ремонтируют автотрассы, и мы не можем начать работы, пока город не откроет дублирующие дороги для проезда.
И еще один важный вопрос, влияющий на график ремонтной кампании, — обеспеченность надежными подрядчиками. Допустим, мы будем давать работу только на летний сезон — персонал уйдет за заработками в другие места. Восемь месяцев ждать нас никто не будет. Обеспечивая нагрузку на весь год, мы тем самым сохраняем сотрудников подрядных организаций для своих работ.
Как потребители обеспечиваются теплом во время ремонтов зимой? Ведь работы идут на тех же трубах, по которым поступает отопление.
Если работы продлятся долго, подключаем жителей по временным схемам теплоснабжения, которые монтируются на время реконструкции теплосетей. Там, где ремонт можно сделать быстро, выбираем теплый день, отключаем отопление и меняем изношенный участок трубы. Жителей предупреждаем через управляющие компании, службу 005, наши информационные ресурсы о том, что будут работы, что не нужно в это время открывать окна и балконные двери, тогда за несколько часов отключения тепла температура в квартире сохранится комфортной.
А как же рабочие, которые заняты на ремонтах? Ведь на улице холодно работать.
Поверьте, в июле гораздо сложнее. Когда +35, жарко, солнце светит. А при −5.. −10 работать удобнее, не так устаешь. От ветра и осадков сооружаются специальные шалаши, которые защищают сварщика от непогоды. Но при −20 такие работы запрещены, поэтому выбираем только теплые дни. В январе плановых ремонтов нет.
Карта ремонтов теплосетей в Красноярске в 2023 году
По каким адресам сейчас ведутся работы и как определяете, какой участок и когда ремонтировать?
График работ определяем по системе «светофор». Это компьютерная программа, в которую вводятся несколько критериев: экспертиза промышленной безопасности, количество отключений на данном участке за последние 5 лет, толщинометрия трубы, количество подключенных к ней потребителей, в том числе, социальных объектов, наличие резервных схем теплоснабжения, возраст объекта, качество монтажных работ. Про последний расскажу отдельно.
К нам переходят теплосети, которые раньше эксплуатировались другими организациями. При вскрытии мы видим, что гидроизоляция лотков, в которые уложены трубы, отсутствует. В дождь, при таянии снега, вода попадает через щели на горячую теплосеть. В результате — ржавчина и старение инфраструктуры раньше времени.
Недавний такой пример на ул. Новой Зари, где пришлось заменить 9 метров трубы, которой всего 12 лет, это при нормативном сроке — 25 лет. Или порыв на ул. 60 лет Октября, который мы чинили зимней ночью. Причиной тоже был негерметичный лоток. Мы такого не допускаем, при обновлении теплосетей на лотки наносим защитный слой сертифицированной мастики, чтобы они прослужили дольше.
Сейчас мы работаем на проспекте Комсомольский, улице Диктатуры Пролетариата, участки сверх плана открыли на Матросова и Кутузова. На улице Тамбовская капитальный ремонт теплотрассы пройдет на территории техникума, здесь понадобилось время, чтобы нас пустили на территорию техникума, поэтому график все время двигался вправо, сейчас уже все решено, и мы приступили к работам. Но это небольшие объемы, основная часть ремонтной кампании этого года выполнена на 99 %, а по новому строительству — на 88 %.
Летом СГК проводит проверку теплосетей на прочность, выявляет слабые места, но наступает отопительный сезон, и трубы снова рвутся. Получается, гидравлические испытания неэффективны?
Львиную долю неисправностей выявляет все-таки гидравлика. Но абсолютно все обнаружить невозможно по объективным причинам. Гидравлические испытания производятся температурой +40, чтобы обеспечить безопасность людей в случае выхода воды на поверхность. А во время отопительного сезона условия другие. В ноябре днем на улице было +5, вода идет по трубе одной температуры, ночью −15 — мы повышаем эту температуру, теплосеть расширяется. А днем снова тепло, и труба сужается.
Вот эта «гармошка» — большая нагрузка. Но главное, конечно, это своевременное обновление. Казалось бы, мы работаем уже третий год большими объемами, но ведь в это же время какая-то часть теплосетей, до которой мы еще не дошли, продолжает стареть. Однако статистика всё-таки оптимистичная. Количество инцидентов на теплосетях СГК в 2023 году снизилось на 8 % по сравнению с прошлым годом. Это хороший показатель, т. к. раньше был только рост.
Кроме того, за счет масштабных работ за последние три года мы построили новые тепловые камеры, отремонтировали уже существующие, это позволяет нам, во-первых, при порыве ограничивать меньшие по площади жилые кварталы, а, во-вторых, быстрее устранять его — чем меньше площадь отключения, тем проще. А вот те сети, которые мы взяли в эксплуатацию от других собственников в последние 2-3 года, на мой взгляд, недостаточно качественно эксплуатировались и ремонтировались, и здесь значительно больше повреждений. Поэтому мы сейчас делаем акцент на эти сети, выделяя больше средств на их обновление.
Компания открыто ведет общественный диалог, и вы лично часто встречаетесь с людьми, отвечая на вопросы по теплоснабжению. Насколько это эффективно, ведь многие вопросы на стороне управляющих компаний, и решить их ресурсники сами не смогут?
Мы часто встречаемся с «криком души», когда люди замерзают в своих квартирах, а многократные заявки в жилищную организацию ничего не дали. Или их отправили в СГК, мол, договоры прямые с ними, туда и обращайтесь. В каждом таком вопросе мы тщательно разбираемся. Если это проблема на нашей стороне, мы говорим открыто. Лучше честно сказать — у нас есть неисправность, мы ее устраним в такой-то срок, чем скрывать или обещать и не сделать.
Например, было обращение от жительницы по адресу Красноярский рабочий, дом 90а. Вера Иннокентьевна сообщила, что дома холодно и проблема давняя. Наша тепловая инспекция вышла с проверкой, оказалось один из элеваторов в доме работает некорректно, при этом управляющая компания не в курсе ситуации. Договорились с жилищниками осмотреть внутреннюю систему дома, исправить то, что необходимо. Похожее обращение было с Менжинского, забилось сопло, в результате жители мерзли в квартирах. Вскрыли, почистили и сразу потеплело.
Кстати, в подавляющем количестве обращений — проблемы внутри дома, их можно было решить и до нашего визита. Внутридомовое оборудование принадлежит жильцам, и работу на нем выполняет жилищная организация — призываю собственников контролировать ее деятельность, которую они оплачивают. Задач с регулировкой системы очень много — это тонкий инструмент, и здесь без УК нам не обойтись. В этой сфере, конечно, не все плохо работают, есть и отличники.
Наша общая задача — чтобы тепло было в каждой квартире, обратная связь от жителей помогает, поэтому мы тратим на это время и силы, а в будущем планируем систематизировать такую работу, создав группу качества.
Интернет-газета Newslab, фото: sibgenco.online