Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Справка о нравственности и два класса училища»: как в Енисейской губернии готовили учителей

«Справка о нравственности и два класса училища»: как в Енисейской губернии готовили учителей

16.02.2024
14
В этом здании бывшей учительской семинарии на Урицкого сейчас находится Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького

За бюджетный счет

Самым первым профессиональным образовательным учреждением в Енисейской губернии конца XIX века стала учительская семинария — место, где готовили педагогические кадры. До этого учителями назначали отставных канцелярских служителей, коллежских регистраторов и губернских секретарей.

В 1873 году главный инспектор училищ Восточной Сибири отправил в Красноярск телеграмму с разрешением открыть специальное учебное заведение для подготовки учителей. Это позволение было с радостью встречено общественностью Енисейской губернии.

Учительская семинария открылась в том же году за счет средств государственного казначейства. Ежегодно на учебное заведение выделялось 16 810 рублей. В педагогический состав семинарии вошли: директор, законоучитель, три преподавателя, учитель народного училища и учитель пения. Всему педагогическому коллективу полагались казенные квартиры в здании семинарии или в одном районе.

Педагогами стали известные красноярские ученые и общественные деятели. Например, арифметике и геометрии учил Алексей Еленев — известный археолог и орнитолог, именем которого названа одна из пещер на левом берегу Енисея. Учителем истории, географии и естествознания стал Павел Проскуряков — первый хранитель Красноярского городского музея. Музыке и пению будущих учителей с 1897 года учил Павел Иванов-Радкевич.

Самый популярный педагог

Кстати, Павел Иванов-Радкевич, имя которого с 2008 года носит Красноярское училище искусств, сделал очень многое для развития музыкального образования в Красноярске. Блестящий выпускник Санкт-Петербургской Придворной капеллы мог продолжать петь в хоре Казанского собора, где к тому времени порой заменял главного регента на многих службах, но согласился на приглашение из Сибири.

Учительская семинария стала не единственным местом работы педагога. Он принял приглашение из других учебных заведений, которые уже открылись в губернском центре.

Занимался он по собственной системе, которая позволила ему подготовить как минимум трех оперных звезд: Петра Словцова, который прославил Красноярск в мире намного раньше, чем это сделал Дмитрий Хворостовский; солиста Большого театра М.К. Сладковского и М. Токаревич, которая пела в миланском театре «Ла Скала».

Кроме этого, он был самым популярным частным педагогом по фортепиано. Общее число его учеников-пианистов за годы, проведенные в Красноярске, достигало 50 человек. Педагогическую деятельность он совмещал с работой регентом в маленькой гарнизонной церкви.

По инициативе Павла Иванова-Радкевича при учительской семинарии появился свой хор и струнный оркестр, а уже после революции, 5 апреля 1920 года, открылась «Народная консерватория». Там было два отделения — инструментальное и педагогическое. Располагалась консерватория в Архиерейском переулке (современная ул. Горького), дом 11. Здание сохранилось до нашего времени.

Кто мог стать учителем?

Учительская семинария принимала заявления на обучение у молодых людей любого сословия. Главное было — наличие начального образования (два класса сельского училища), православное вероисповедание и хорошая нравственность, подтвержденная документом (!) от приходского священника или полиции. Абитуриенты должны были быть не младше 16 и не старше 22 лет. Нужно было представить метрику, свидетельство врача о здоровье и наличии прививки от оспы.

Экзамены проходили в августе и включали в себя следующие предметы:

  • Закон Божий (обязательное знание 10 божьих заповедей);
  • русский язык (письмо без орфографических ошибок и выразительное чтение с пересказом);
  • арифметика (сложение, вычитание и деление);
  • география (понятие о глобусе, знание главных географических терминов);
  • русская история (главные события в отечественной истории в объеме кратких учебников, одобренных Министерством народного просвещения для низших училищ).

«Бюджетных» мест было всего 20. При подаче в семинарию свыше 20 прошений приоритет был у тех, кто заявился ранее других и показал при приемном испытании лучшие познания. Семинарист учился три года и получал стипендию, а также бесплатные учебники, учебные пособия и книги, которые по окончании учебы переходили в его собственность.

Кстати, семинаристам полагались льготы. После выпуска их освобождали от повинностей, включая рекрутскую. Учителя начальных училищ, если вытягивали жребий, то освобождались от действительной службы в армии и зачислялись в запас на 15 лет.

Чему учили будущих педагогов?

В семинарии преподавали такие предметы, как Закон Божий, русский язык, церковнославянское чтение, арифметика, основы геометрии и земледелия, русская география и история, основы наук о воспитании и обучении детей, чистописание, черчение, пение, гимнастика, столярное и слесарное дело.

При семинарии открыли начальную школу, которая служила «опытной базой» для педагогов. В нее принимали только совсем неграмотных мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет. Если оказывалось, что ребенок ранее обучался, то его отчисляли и брали на его место действительно неграмотного. Ежегодно число учеников составляло 40 человек.

Первый выпуск учителей Красноярской учительской семинарии был в 1880 году. По сведениям современников, выпускники семинарии оказались «хорошими молодыми людьми, преданными своему делу».

По окончании учебного заведения выпускники обязывались отработать учителями не менее четырех лет в начальной школе Енисейской губернии. Учащиеся стремились после окончания семинарии стать учителями сельской школы, так как профессия пользовалась уважением и вызывала симпатии со стороны населения.

Но уже через несколько лет количество семинаристов значительно уменьшилось. Если в 1880‑е годы в учебное заведение в среднем ежегодно поступало от 20 до 30 человек, то окончить удавалось всего 10–15 человек. В 1893 году прошения о поступлении подали 32 человека, а поступили всего 22. В 1895 поступивших оказалось всего 6. И в последние годы семинария выпускала не более 3–5 человек.

Возможно, происходило это из-за маленькой стипендии, она была всего 6 рублей, а также отсутствия жилья. Понимая это, купец Александр Петрович Кузнецов дал деньги для постройки собственного здания семинарии и интерната при ней. В 1899 году казенную стипендию повысили вдвое — до 12 рублей в месяц. Это привлекло новых студентов.

Но даже учебное заведение по подготовке педагогов не решило полностью кадровый вопрос.

«Многие учителя благодаря незначительному числу даваемых ими уроков получают такое скудное содержание, что его не хватает на удовлетворение насущных потребностей жизни. Они начинают искать занятие на стороне, и это отвлекает их от преподавания. Другие учителя, наоборот, имеют много уроков и, будучи не в силах справиться с ними, тратят на них всё время, которого не остаётся для пополнения своих знаний. Учитель никогда не уверен, что получаемое им поурочное содержание сохранится и в следующем году», — писали в 1908 году в «Сибирском вестнике».

Как видим, проблемы с подготовкой педагогических кадров на рубеже XIX и ХХ веков были примерно теми же, что и сегодня. Разве что престиж профессии все же был куда выше, да и с экзаменами справился бы и ученик начальной школы.

Анна Кравченко, специально для интернет-газеты Newslab

Особая благодарность Татьяне Кискидосовой, автору книги «Города Енисейской губернии во второй половине XIX — начале ХХ в. (по материалам сибирских газет)», а также Красноярскому краевому краеведческому музею и инициатору издания альбомов «Красноярск начала XX века в фотографиях Евгения Архипова» Илье Куклинскому.

Хворостовский Дмитрий Александрович
Советский, российский, британский оперный певец-баритон. Народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки

Рекомендуем почитать