Игорь Иванов: «Для меня выкладываться на 100 % — это минимум»
В профессии я, можно сказать, с самого детства. Я рос в деревне, а деревенские парни постоянно имеют дело с техникой — это и привило мне любовь к ней. В юношестве мне впервые довелось увидеть роторный экскаватор, это был настоящий гигант! Я восхищался людьми, которые поднимаются на него, производят запуски, управляют им.
Жизнь повернулась так, что в 1984 году я приехал в город Бородино и устроился выгрузчиком (свальщиком) на отвале. В основном работал на экскаваторах типа «мехлопата». Через некоторое время здесь же, на разрезе, отучился на помощника машиниста роторного экскаватора. Уже в 1986 году стал старшим машинистом — у меня появился свой экипаж и экскаватор, на котором мы работаем по сей день.
Здесь моя любовь к технике и ответственность значительно выросли. Даже в отпуске я переживаю за экскаватор — думаю, как он себя ведет в мое отсутствие.
Сейчас в мои обязанности входит работа с коллективом: нужно хорошо знать каждого человека в команде, чтобы правильно организовать процесс. Кроме того, нужно обслуживать машину, которая нас кормит, приносит пользу не только предприятию, но и Родине.
Само управление экскаватором устроено следующим образом: в рабочем цикле задействовано двое рабочих — машинист ротора и машинист погрузки. Первый добывает уголь с забоя, второй грузит его в железнодорожные вагоны. Работа творческая — чем ровнее срезаешь уголь, тем выше качество продукта и погрузки.
По моим стопам пошел и сын Дмитрий. Как любой отец, я брал его с собой на работу, и со временем сын сам устроился на Бородинский разрез. Я никогда его не заставлял — считаю, что люди должны приходить к таким решениям самостоятельно. Он тоже отучился на помощника машиниста экскаватора. Я всегда готов дать ему совет, помочь. Дмитрий не жалеет о своем выборе и с гордостью продолжает нашу династию.
Жаль, что моих учителей уже нет в живых. Разрез работает с 1949 года, за это время сменилось много поколений. Кто-то уже ушел на тот свет, кто-то живет и здравствует, но хорошие специалисты в России были, есть и будут. Если у молодого человека есть желание, если у него горят глаза, то знания быстро впитаются. Я стараюсь передавать молодежи свой опыт и прививать те качества, которые незаменимы в нашей работе, а это честность и добросовестность. Ведь работать нужно с полной отдачей, на 105 %. Для меня 100 % — это минимум.
Дмитрий Дягель: «Важно обладать терпением и находчивостью»
Я устроился в охрану Бородинского разреза сразу, как вернулся с армии. Так я знакомился с сотрудниками разреза, в том числе и с руководителями. Мне предложили перейти на отвал, после чего я еще семь лет проработал выгрузчиком.
Большое впечатление на меня всегда производил вид «текущего» угля. Когда аккуратно укладываешь его в вагоны — испытываешь такое же удовольствие, как от наблюдения за водой или огнем, на уголь тоже можно смотреть бесконечно.
Однажды я узнал про курсы управления роторным экскаватором — через полгода у меня уже была специальность. Довольно скоро я перерос из помощника в полноценного машиниста, а затем в старшего, теперь стою во главе бригады. Но быть «кабинетным» начальником — не для меня. Мне нравится рабочий процесс, погрузка приносит мне чувство удовлетворения.
Самые большие трудности в работе возникают зимой из-за холодов: температура порой опускается до минус 47-49, технике нелегко переносить такие морозы. Поэтому в нашем деле очень важно обладать терпением и находчивостью: чтобы сохранить в суровых климатических условиях и при высокой нагрузке машину в строю, нужно сперва хорошо подумать, посоветоваться, словом, разгадать головоломку. И, тем не менее, я считаю, что нам, молодым, повезло — мы пришли на всё готовое. Наши наставники первыми учились работать на этих машинах, что-то им приходилось делать вручную, где-то подключать смекалку. Для меня они настоящие герои!
Юрий Штельма: «Профессия меня создала и воспитала»
Я пришел на предприятие в ноябре 2006-го монтером пути третьего разряда, тогда мне был 21 год. Перед этим сменил много разных профессий, поэтому шел на предприятие в первую очередь за стабильностью. Первые два года работал в крановой бригаде на самом разрезе, занимался перекладкой путей и их обслуживанием.
Это рабочая профессия, причем физически довольно тяжелая, но именно она во многом меня воспитала и создала. Работа на разрезе — хорошая школа жизни. Ты учишься ответственности, и в этом тебе помогает большой мужской коллектив из опытных мастеров.
Благодаря старшим товарищам я стал развиваться: по инициативе начальника горного путевого участка отправился в Железнодорожный техникум и получил профильное образование, в последний год обучения практиковался уже на должности дорожного мастера — руководил бригадами монтеров пути.
Сейчас я ведущий инженер-технолог, моя работа — планировать и анализировать результаты работы разреза, в первую очередь, объемы добычи. Помимо объемных показателей я должен держать под контролем наш большой парк оборудования. Я знаю, как эти машины работают, как они между собой связаны, ведь на производстве все процессы — это единая стройная технологическая цепочка.
В планах и дальше углублять эти знания. Мое поле деятельности очень обширно, так что до сих пор у меня остаются вопросы и «темные пятна», которые приходится прояснять, изучая технологии.
В нашей профессии обучение — это бесконечный процесс. И постичь его невозможно без ответственности перед собой и своими коллегами. Когда ты серьезно относишься к делу, обязательно найдешь нужную информацию, разберешься в процессе, который для тебя нов или неизвестен.
Хотя я с двух лет живу в Бородино, но на разрезе не был ни разу до тех пор, пока не устроился туда работать. Конечно, меня сразу впечатлили масштабы — грандиозные машины, оборудование. Люди, которые его отстроили, были совершенно другого калибра, — сегодня ориентируешься на них, как на маяк, чтобы держать планку.
Алексей Горячих: «Работать на таком предприятии престижно»
Я пришел на Бородинский разрез 19 июня 1988 года. Навсегда запомнил дату своей первой смены, потому что прошло всегда два дня с тех пор, как я выпустился из Красноярского института цветных металлов им. М. И. Калинина. В первый же день меня поставили руководить работой экскаваторов, — было неожиданно, потому что до этого я стажировался с наставником всего раз, это был мой первый самостоятельный выход на работу.
Сомнений в выборе профессии у меня никогда не возникало. Я жил в Бородино, мои мама и папа работали на разрезе, поэтому я решил связать свою судьбу именно с ним.
Сейчас я занимаю должность заместителя управляющего по производству — отвечаю за процессы, необходимые для выполнения нашей конечной цели, добычи угля и обеспечения этим ценным топливом энергосистемы не только Красноярского края, но и всей Сибири. Каждый последующий этап, от добычи угля до его отгрузки и поставки, неразрывно связан с предыдущим, поэтому их необходимо тщательно контролировать.
Мое профессиональное развитие шло ровно. У меня были хорошие наставники и учителя, поэтому особых трудностей не возникало, хотя тонкости профессии познавались уже в процессе работы.
Мы гордо носим звание горняков Бородинского разреза и всё делаем для будущих поколений. Ставим в пример наших наставников и сами стараемся работать так, как они нас научили. А учили нас лучшие из лучших, ведь разрез строился после войны, в основном руками людей, которые ее прошли на фронтах, в самом пекле. Они начинали с землянок, потом возводили город и вместе с этим добывали уголь. Мы их чтим, помним и чествуем.
Работать на таком мощном, самом крупном в России угольном разрезе — престижно, особенно в таком сплоченном коллективе. Мы настолько сработались, что понимаем друг друга с полуслова и готовы выручить в любой ситуации.