Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Новые автобусы, борьба с пробками и удобное расписание»: зачем Красноярскому краю нужен транспортный стандарт

«Новые автобусы, борьба с пробками и удобное расписание»: зачем Красноярскому краю нужен транспортный стандарт

22.01.2025
25
В Сибирском федеральном университете разрабатывают региональный транспортный стандарт Красноярского края

Если говорить простым языком, что из себя представляет региональный транспортный стандарт?

Региональный стандарт транспортного обслуживания — это документ, который определяет показатели, по которым будет оцениваться качество перевозок пассажиров и багажа на территории Красноярского края. Это относится как к автобусам, так и к другим видам транспортных средств, что входят в полномочия краевого Минтранса. На сегодняшний день предусмотрено три группы показателей: безопасность, комфортность и доступность перевозок, в том числе ценовая.

На каком этапе готовности сейчас находится документ? Какую работу вы с коллегами проводите?

На первом этапе мы разрабатываем проект документов — регионального стандарта транспортного обслуживания и регионального комплексного плана транспортного обслуживания. На втором этапе будем актуализировать уже действующие документы стратегического транспортного планирования.

Новый документ определит, как будут оценивать качество перевозок

На подготовительном этапе вы проводили социологическое исследование. Сколько человек откликнулось? Что удалось узнать?

Мы собрали необходимое количество анкет респондентов для объективной оценки ситуации практически со всех населенных пунктов Красноярского края. Исследование позволило определить транспортную подвижность, понять сколько людей сейчас предпочитают использовать для поездок личный транспорт, а сколько общественный.

Также важно было узнать, в каком случае красноярцы готовы пересесть с личного транспорта на общественный. Ведь от этого напрямую зависит ситуация в Красноярской агломерации. В остальных городах это пока не настолько принципиально, но тоже до поры до времени.

Ученые СФУ опросили активных пользователей общественного транспорта

Исследование позволило получить обратную связь от жителей региона и понять, какие слабые места есть в работе общественного транспорта. Все эти данные мы в обязательном порядке учтем. Так, например, оказалось, что в одном из городов с населением свыше 50 тыс. человек некоторые автобусы работают только до шести вечера. В связи с этим мы включили в транспортный стандарт показатель, учитывающий время начала и окончания движения маршрутных транспортных средств, согласно которому все автобусы должны ходить строго по расписанию минимум до десяти часов вечера. Теперь это будет отслеживаться.

На что чаще всего жаловались жители региона? Какие просьбы вас удивили?

В основном жалобы поступали на маршрутную сеть. Допустим, человек долгое время ездил из дома на работу и обратно по одному тому же маршруту, его все устраивало. Но тут внезапно маршрут поменяли или, того хуже, отменили. Соответственно, у человека появились некоторые сложности из-за этого.

Были также просьбы продлить некоторые маршруты до определенного населенного пункта или дома. Но городской транспорт, к счастью или к сожалению, так не работает. Мы не можем просто взять и продлить куда-то маршрут. Даже если человек живет недалеко от города, буквально в метрах 500, — проблема просто так нерешаема.

Жители нередко жалуются на работу общественного транспорта

Будет ли новый документ регулировать рост цен на проезд и качество пассажирских перевозок?

Безусловно, для этого у нас заложены соответствующие параметры. Первый — это ценовая доступность. И здесь мы ориентируемся на социальный стандарт транспортного обслуживания Российской Федерации. Там четко указано, что затраты на перевозку автобусами в городской черте не должны превышать 7 % от средней заработной платы.

Второй показатель, который также будет влиять на качество перевозок, — это возраст подвижного состава. Сейчас во всех городах страны с населением свыше 50 тыс. идет постепенное обновление автопарка. Выполнение этого требования также дополнительно прописано в нашем региональном стандарте.

Транспортные расходы пассажиров не должны превышать 7 % от средней заработной платы

Прописаны ли в региональном стандарте требования для метро и электротранспорта?

На сегодняшний момент документ стратегического планирования, который мы разрабатываем, действует до 2029 года. А первая ветка метро будет запущена, как мы все понимаем, только в 2028-м. И отдельно в транспортном стандарте Красноярского края мы метротрам не рассматриваем. Но в любом случае требования ко всему общественному транспорту, который есть в регионе, — едины. Интервал движения автобусов, время движения и многое-многое другое. Все это нашло свое отражение в документе.

Отдельное внимание мы сейчас уделяем информационной системе, которую сейчас активно внедряют в крае. С помощью нее человек может посмотреть, где сейчас едет его автобус и к какому времени транспорт будет на остановке. Не исключено, что когда в Красноярске откроют метро, эта система будет работать и там.

Отдельно метротрам в региональном транспортном стандарте пока не рассматривается

Есть ли в документе рекомендации по борьбе с пробками? Станет ли движение на дорогах Красноярска свободнее?

Ситуация с пробками скорее улучшится после введения метро, чем после введения регионального транспортного стандарта. Но мы всей командой, рассчитываем на то, что данный документ повлияет и на трафик в Красноярске и в крае. И есть надежда, что с ростом качества пассажирских перевозок всё больше автолюбителей начнут делать выбор в пользу общественного, а не личного транспорта.

Красноярцам рекомендуют пересесть с личных автомобилей на городской транспорт.

Что будет сделано для маломобильных граждан?

Программа для маломобильных граждан у нас в регионе активно работает — большинство автобусов, которые передвигается по дорогам Красноярска, низкопольные и оснащены аппарелью различных конструкций. В стандарте также предусмотрен данный показатель, чтобы ситуация постепенно улучшалась и процент таких автобусов увеличивался.

Предусмотрена замена общественного транспорта на более экологичный?

Кроме дорожной безопасности, которая непосредственно влияет на количество ДТП, и технической , связанной с возрастом автобусов и другими немаловажными характеристиками, есть еще и безопасность экологическая. Здесь речь идет, как правило, о транспортных средствах не ниже четвертого экологического класса, стандарт устанавливает их процент на дорогах Красноярска и края.

Общественный транспорт в Красноярске постепенно меняют на более экологичный

Поступали ли вам жалобы на организацию трамвайного движения?

Жалоб на организацию трамвайного движения в ходе исследования к нам не поступало, поэтому говорить о том, что жителей края в этом плане что-то не устраивает, я не могу.

В прошлом году в Красноярске завершилась модернизация трамвайных путей

Как обстоят дела с электричками в Красноярске? Пользуется ли этот транспорт популярностью у горожан?

Ситуация с электричками, на самом деле, сложная. Востребованность у данного вида транспорта, конечно, есть, но также существуют и разного рода технические ограничения. В первую очередь это загруженность путей. К сожалению, пока власти города и края никак не могут обойти эти ограничения.

Тем не менее мы в качестве рекомендации в региональный план заложили увеличение количества пар городской электрички в сторону Дивногорска в комплексе с возможностью обустройства тупиков.

Электрички востребованы у пассажиров, но из-за технических ограничении развивать этот вид городского транспорта сложно

Получается, что повторить опыт столицы и открыть в Красноярске что-то вроде МЦК мы не сможем?

Не хочется быть пессимистом, но пока говорить об этом рано. У нас есть серьезные ограничения по пропускной способности ж/д путей. Необходимо проделать большую работу, и не факт, что это получится сделать быстро. И тем не менее, хотелось бы отметить, что совместными усилиями краевой власти, властей муниципальных образований и перевозчиков возможно выполнить те требования, которые заложены в стандарте: сделать общественный транспорт комфортнее, безопаснее, доступнее, и, соответственно, улучшить уровень жизни жителей нашего региона.

Беседовала Алена Шишкина специально для Newslab

Рекомендуем почитать
KRS-IX Counter