
Что такое сервис «второй руки»?
Это банковская услуга, которая позволяет обезопасить сбережения. Вы выбираете человека, которому доверяете, и он помогает вам принимать решения о переводах и снятии наличных. Если операции покажутся ему подозрительными, он сможет их остановить.
У помощника нет доступа к вашим счетам и сбережениям, он не может ничего делать с вашими накоплениями. И вы сами выбираете, какие операции он будет проверять вместе с вами. С 1 сентября 2025 года сервис «второй руки» стал доступен клиентам всех российских банков. Но за эту услугу может быть комиссия.
Важно понимать, что «вторая рука» — тоже человек и может ошибиться. Но он подстрахует в случае необдуманных действий — обмануть двух человек мошенникам гораздо сложнее.
Как он работает?
Вы выбираете человека, который будет проверять ваши транзакции по счету, — он ваша «вторая рука». Решаете, какие именно операции он должен будет одобрять. Как только вы попытаетесь сделать что-то подходящее под критерий проверки — перевести деньги или снять определенную сумму, — банк запросит согласие вашей «второй руки».
Например, сын получил уведомление о попытке матери перевести крупную сумму по неизвестным реквизитам. Он тут же позвонил ей, понял, что это дело рук мошенников, и не одобрил перевод. Все деньги остались на счете.

У «второй руки» есть 12 часов, чтобы принять решение. За это время помощник может связаться с вами, прояснить ситуацию и после этого одобрить операцию. Если он отклонит операцию или просто не будет ничего делать, банк отменит транзакцию.
Для каких операций можно настроить проверку «второй руки»?
С помощью сервиса можно проверять два типа операций:
- переводы по номеру телефона, QR-коду, реквизитам карты или счета; снятие наличных через банкоматы и отделения банков.
- При желании подключите проверку по двум видам операций или только ту, которую сочтете нужной.
Чем этот способ отличается от кредита и других видов рассрочки?Минимальные суммы, для которых нужно подтверждение «второй руки», вы определяете сами. Они могут быть разными для разных видов операций: скажем, для переводов по номеру телефона — один лимит, а для платежей по QR-кодам — другой.
Некоторые банки позволяют составить список исключений — зафиксировать реквизиты людей, которым вы будете отправлять деньги без согласования «второй руки».
Вы вправе выбрать, по каким счетам, картам и вкладам будет проводиться проверка. Для каждого из них можно настроить разные параметры, когда потребуется одобрение «второй руки».
Кого можно назначить «второй рукой»?
«Второй рукой» может стать родственник, друг, сосед — любой человек, которому вы действительно доверяете. Но банк обязан проверить вашу «вторую руку». Если этот человек подозревается в отмывании доходов или финансировании терроризма, банк откажется подключать его к сервису.
Если близкий человек ошибется и согласует перевод преступникам, ему за это ничего не грозит. Все риски ложатся на вас, но «вторая рука» может стать неплохой подстраховкой.
Учтите, что некоторые банки подключают к сервису только своих клиентов. Поэтому помощнику может потребоваться, например, договор на выпуск и обслуживание карты в вашем банке.
Получает ли «вторая рука» доступ к счету?
Нет, помощник не может распоряжаться вашими деньгами. Он не видит суммы сбережений или кредитов и не получает другой информации о ваших счетах. «Вторая рука» подтверждает только отдельные операции, на проверку которых вы согласитесь.

Как настроить сервис «второй руки»?
У разных банков свои алгоритмы подключения услуги, как и ее названия. Если не удается самостоятельно найти и настроить этот сервис, уточните, как им воспользоваться, по телефону горячей линии вашего банка, в чате приложения или в отделении.
Порядок действий может быть, к примеру, следующим:
- Решите, кто станет вашей «второй рукой». Расскажите близкому, что хотите подключить услугу. Объясните, как она работает и получите его согласие.
- Уточните в банке условия подключения сервиса. Выясните, есть ли плата за пользование и дополнительные требования ко «второй руке». К примеру, если помощник должен быть клиентом вашего банка, попросите близкого завести там любой счет. Зачастую можно подобрать вариант с бесплатным обслуживанием или минимальной комиссией.
- Подайте заявление на подключение сервиса. Укажите в нем ФИО и контакты человека, которому вы доверяете. Часто подать заявку можно в мобильном приложении или личном кабинете на сайте банка. Либо придите в отделение с паспортом.
- Определитесь, по каким операциям и для каких счетов понадобится подтверждение «второй руки». Установите минимальные суммы переводов и снятия наличных, которые нужно проверять. Настройте время ответа «второй руки», если хотите, чтобы оно было меньше 12 часов.
Когда услуга подключится, информация об этом появится в личном кабинете и мобильном приложении банка.
Если вы хотите стать «второй рукой» близкого человека, расскажите ему об этой услуге и о том, как это обезопасит его. Но принять решение и подать заявление в банк может только сам владелец счета.

Можно ли поменять настройки «второй руки» или отключить сервис?
Вы вправе сделать это в любой момент — чаще всего такая возможность есть в банковском приложении, личном кабинете на сайте банка или в его офисе. Но банк отключит услугу не сразу, а на следующий день. Так у вас будет пауза, чтобы принять взвешенное решение и, возможно, передумать.
Если ваш помощник захочет отказаться от роли «второй руки», сроки и способ отключения сервиса нужно уточнить в банке.
Помимо того, чтобы защититься от мошенников, можно отключить звонки с незнакомых номеров в мессенджерах. Или воспользоваться настройками безопасности, которые предлагают банки — различные определители номера, спам-фильтры и роботы-автоответчики. Если вы пока не планируете оформлять кредиты, установите на них самозапрет.
По материалам проекта «Финансовая культура» ЦБ РФ