
Начало большого пути
1973 год отделяло от Дня Победы всего 28 лет. Участники Богучанского спортивно-технического клуба «Янтарь» решили посетить места, где воевали их отцы, чтобы найти могилы земляков, павших в годы Великой Отечественной войны. Команда подобралась из пяти населенных пунктов: Богучан, Пинчуги, Ангарского, Красногорьевского и Шиверского. Маршрут для них разработал краевед из Богучан Даниил Адон. Сегодня его именем назван местный краеведческий музей. Адон вел активную переписку с бывшими революционерами-ленинцами, поэтому предоставил участникам мотопробега адреса многих из них.
Сибиряки планировали пройти путь более 15 тыс. километров, поехав из Богучан в Москву, Ленинград, Брест, Волгоград и вернуться обратно домой.
В качестве транспорта выбрали личные мотоциклы — четыре «Урала» и один «ИЖ Юпитер» с колясками. Мотопробег официально зарегистрировали в ДОСААФ СССР. Фиксировать историю мотопробега отправился корреспондент газеты «Ангарская правда» Владимир Горев. Он регулярно отправлял заметки в «Ангарскую правду» и фиксировал все происходящее на пленку.

Добровольцам выделили талоны на бензин, которые действовали на всей территории СССР, деньги на запчасти и по три рубля в день на питание. Экипировали мотоциклистов со склада аэропорта — выделили новую форму летно-технического состава. Перед отъездом все члены команды дополнительно прошли обучение правилам дорожного движения.
Членам команды выделили две 10-местных палатки, но ночевали, в основном, в гостиницах за счет обкомов ДОСААФ. В редкие случаи, когда ночь заставала путешественников в дороге, они даже не ставили эти палатки: искали зарод соломы, стелили одну палатку и укладывались спать, укрываясь второй.
Провожать участников мотопробега вышли односельчане и первый секретарь Богучанского районного комитета КПСС Александр Михайлов.
«Вам доверяется выполнить почетную и в то же время очень ответственную миссию. Вам предстоит проехать много городов и населенных пунктов, разыскивать могилы воинов-ангарцев, погибших во время сражений в Великой Отечественной войне. Будем надеяться, что вы с поставленной задачей справитесь. Счастливого вам пути», — обратился к участникам мотопробега Александр Михайлов и пожал всем руки.

«Качество дорог оставляло желать лучшего»
Всего мотоциклисты провели в дороге 62 дня. В некоторые дни проезжали 800 километров, а иногда — всего 30. Где-то мешало качество дорог — мотоциклы вязли в грязи, а где-то подводила техника. Ремонтировать «железных коней» приходилось практически на ходу.
Александр Менчинский вспоминал, в своей книге «Тернистою тропой. Пинчугское колесо», что ехать было очень трудно — из-за непрерывной езды за рулем и усталости у добровольцев даже случались галлюцинации. Например, в Татарстане один из участников пробега «увидел» стадо баранов на дороге.
«Я сидел в коляске, следил за дорогой и никаких баранов не было. До меня дошло, что он „поплыл“ от переутомления, я в шутку сказал ему: „Сам ты „баран“, пора тебе в люлю“, и сменил его за рулем», — поделился историей Александр.

А в Казахстане группа чуть не потеряла своего командира Леонида Чуринова. После долгого пути по степи мотоциклисты заехали в районный центр в надежде найти столовую. Леонид Чуринов не заметил знака «вилка с ложкой», а Александр Мечинский — заместитель командира по хозяйственной части — остановил колонну и организовал ужин.
«Прошло около часу времени, но нашего командира и след простыл. Было уже семь часов, а столовая работала до восьми вечера, поэтому я сделал заказ на всю команду. Командир вернулся под конец нашей трапезы и с порога закричал: „Это саботаж и самоуправство! Я тебе влеплю строгий выговор в бортовой журнал. Из-за тебя я отмотал лишних 80 километров...“. Но члены команды встали на мою защиту и „посадили“ командира на место. После сытного ужина, на перекуре, он, улыбаясь, сказал: „Да ладно вам, ну, бывает, не заметил я этого вашего знака“», — рассказал Менчинский.
Люди в дороге
Благодаря связям Даниила Адона, участники мотопробега смогли пообщаться со многими известными людьми. Например, провели время в обществе командира Первой конной армии гражданской войны, маршала Советского Союза Семена Будённого.
«В то время он уже не разговаривал, его вывели на свежий воздух, и он сидел в большом плетеном кресле. Очень крупного телосложения, со своими неизменными большими усами. Фотографировать Будённого уже не разрешалось, и кому посчастливилось там побывать, смотрели на него, как на живой экспонат. Через год после нашего визита Семен Михайлович умер», — рассказал участник мотопробега Александр Менчинский.

Также добровольцы побывали в гостях у дочери революционера и участника Гражданской войны Адольфа Перенсона — Эльзы, пообщались с дочерью советского военачальника и государственного деятеля Сергея Лазо — Адой. А трижды Герою Советского Союза, председателю ЦК ДОСААФ СССР, маршалу авиации Александру Покрышкину они привезли в подарок оленьи рога с гравировкой.
«Александр Иванович поблагодарил нас и тут же дал команду повесить рога в его огромном кабинете. Даже не верилось, что такой великий человек принял такой скромный подарок», — поделился воспоминаниями о былых временах Александр.
Поиск захоронений
Но все же главной целью путешествия был поиск захоронений советских солдат, среди которых были и земляки-богучанцы.
В Псковской области у деревни Кресты им показали захоронение 65 000 человек. Фашисты, отступая, полностью уничтожили лагерь военнопленных. В этой деревне добровольцы посетили могилу родного дяди одного из участников мотопробега — Николая Дудина. А под Старой Руссой, у села Василевщина, на бетонной плите братской могилы они обнаружили фамилию отца своего командира. Леонид Чуринов упал на колени и заплакал. От такой сцены у всех невольно появились слезы на глазах. Вечером мотоциклисты организовали скромные поминки.
«Только ради этого стоит жить, я нашел своего отца», — заявил в тот вечер командир мотопробега.

Всего за время пробега они разыскали 17 ранее неизвестных могил воинов-ангарцев.
Возвращение домой
В Богучаны мотоциклисты привезли землю, которую собрали на могилах участников ВОВ. В честь завершения мотопробега в Красноярске, Богучанах и Пинчуге прошли митинги. Добровольцев снимало телевидение, пионеры дарили им цветы, а чиновники и ответственные лица выражали свою признательность и благодарность.
«Никто еще не смог пройти на мотоциклах столь длинный и трудный путь. Он был не под силу многим, кто пытался его пройти. Только вы, ребята с Ангары, смогли совершить эту грандиозную поездку по местам боевой, трудовой и революционной славы, по дорогам отцов и дедов, привезли многим печальные приветы с братских могил. Спасибо вам за все», — обратился к участникам мотопробега заместитель председателя краевого комитета ДОСААФ и пожал мотоциклистам руки.

Простые люди тоже не остались в стороне. Когда на одном из митингов добровольцы зачитали фамилии воинов-ангарцев, могилы которых посетили, к ним вышел участник войны Александр Левицкий и поблагодарил мотоциклистов за то, что они нашли место захоронения его брата Степана.
Наследие пробега
За время экспедиции по местам, где проходила Великая Отечественная война, участниками мотопробега было отснято 1 125 метров кинопленки. Благодаря редактору газеты «Ангарская правда» Петру Глушнёву, из этого материала смонтировали фильм и показали его во всех поселках Богучанского района. Однако позднее многие кадры были утеряны, как и капсулы с землей — в 2005 году в Богучанском краеведческом музее, где хранили артефакты, произошел пожар.
Те рабочие съемки, что удалось найти после трагического события, отреставрировали. Они стали частью документальной ленты «Памятью дорог».

На сегодняшний день никого из участников легендарного мотопробега уже не осталось в живых. Последним, в октябре 2025 года из жизни ушел Александр Менчинский, ему было 86 лет. Мотоциклист никогда не расставался со своим «железным конем» и активно участвовал в общественной жизни края — возглавлял мотопробег в селе Агинском на 9 Мая и издал целых две книги.
Алена Шишкина специально для Newslab
По материалам общественно-политической газеты Богучанского района «Ангарская правда» и книги Александра Менчинского «Тернистою тропой. Пинчугское колесо»