Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Путь длиной в 15 тысяч километров»: история великого мотопробега от Богучан до Бреста и обратно

«Путь длиной в 15 тысяч километров»: история великого мотопробега от Богучан до Бреста и обратно

18.11.2025
7
Участники мотопробега «Богучаны — Брест -Богучаны»
Источник: vk.com/angarbibfilial

Начало большого пути

1973 год отделяло от Дня Победы всего 28 лет. Участники Богучанского спортивно-технического клуба «Янтарь» решили посетить места, где воевали их отцы, чтобы найти могилы земляков, павших в годы Великой Отечественной войны. Команда подобралась из пяти населенных пунктов: Богучан, Пинчуги, Ангарского, Красногорьевского и Шиверского. Маршрут для них разработал краевед из Богучан Даниил Адон. Сегодня его именем назван местный краеведческий музей. Адон вел активную переписку с бывшими революционерами-ленинцами, поэтому предоставил участникам мотопробега адреса многих из них.

Сибиряки планировали пройти путь более 15 тыс. километров, поехав из Богучан в Москву, Ленинград, Брест, Волгоград и вернуться обратно домой.

В качестве транспорта выбрали личные мотоциклы — четыре «Урала» и один «ИЖ Юпитер» с колясками. Мотопробег официально зарегистрировали в ДОСААФ СССР. Фиксировать историю мотопробега отправился корреспондент газеты «Ангарская правда» Владимир Горев. Он регулярно отправлял заметки в «Ангарскую правду» и фиксировал все происходящее на пленку.

Схема маршрута
Источник: vk.com/angarbibfilial

Добровольцам выделили талоны на бензин, которые действовали на всей территории СССР, деньги на запчасти и по три рубля в день на питание. Экипировали мотоциклистов со склада аэропорта — выделили новую форму летно-технического состава. Перед отъездом все члены команды дополнительно прошли обучение правилам дорожного движения.

Членам команды выделили две 10-местных палатки, но ночевали, в основном, в гостиницах за счет обкомов ДОСААФ. В редкие случаи, когда ночь заставала путешественников в дороге, они даже не ставили эти палатки: искали зарод соломы, стелили одну палатку и укладывались спать, укрываясь второй.

Провожать участников мотопробега вышли односельчане и первый секретарь Богучанского районного комитета КПСС Александр Михайлов.

«Вам доверяется выполнить почетную и в то же время очень ответственную миссию. Вам предстоит проехать много городов и населенных пунктов, разыскивать могилы воинов-ангарцев, погибших во время сражений в Великой Отечественной войне. Будем надеяться, что вы с поставленной задачей справитесь. Счастливого вам пути», — обратился к участникам мотопробега Александр Михайлов и пожал всем руки.

Легендарные «Уралы» во всей красе
Источник: vk.com/angarbibfilial

«Качество дорог оставляло желать лучшего»

Всего мотоциклисты провели в дороге 62 дня. В некоторые дни проезжали 800 километров, а иногда — всего 30. Где-то мешало качество дорог — мотоциклы вязли в грязи, а где-то подводила техника. Ремонтировать «железных коней» приходилось практически на ходу.

Александр Менчинский вспоминал, в своей книге «Тернистою тропой. Пинчугское колесо», что ехать было очень трудно — из-за непрерывной езды за рулем и усталости у добровольцев даже случались галлюцинации. Например, в Татарстане один из участников пробега «увидел» стадо баранов на дороге.

«Я сидел в коляске, следил за дорогой и никаких баранов не было. До меня дошло, что он „поплыл“ от переутомления, я в шутку сказал ему: „Сам ты „баран“, пора тебе в люлю“, и сменил его за рулем», — поделился историей Александр.

Ремонтные работы
Кадр из документального фильма «Памятью дорог»

А в Казахстане группа чуть не потеряла своего командира Леонида Чуринова. После долгого пути по степи мотоциклисты заехали в районный центр в надежде найти столовую. Леонид Чуринов не заметил знака «вилка с ложкой», а Александр Мечинский — заместитель командира по хозяйственной части — остановил колонну и организовал ужин.

«Прошло около часу времени, но нашего командира и след простыл. Было уже семь часов, а столовая работала до восьми вечера, поэтому я сделал заказ на всю команду. Командир вернулся под конец нашей трапезы и с порога закричал: „Это саботаж и самоуправство! Я тебе влеплю строгий выговор в бортовой журнал. Из-за тебя я отмотал лишних 80 километров...“. Но члены команды встали на мою защиту и „посадили“ командира на место. После сытного ужина, на перекуре, он, улыбаясь, сказал: „Да ладно вам, ну, бывает, не заметил я этого вашего знака“», — рассказал Менчинский.

Люди в дороге

Благодаря связям Даниила Адона, участники мотопробега смогли пообщаться со многими известными людьми. Например, провели время в обществе командира Первой конной армии гражданской войны, маршала Советского Союза Семена Будённого.

«В то время он уже не разговаривал, его вывели на свежий воздух, и он сидел в большом плетеном кресле. Очень крупного телосложения, со своими неизменными большими усами. Фотографировать Будённого уже не разрешалось, и кому посчастливилось там побывать, смотрели на него, как на живой экспонат. Через год после нашего визита Семен Михайлович умер», — рассказал участник мотопробега Александр Менчинский.

Участники экспедиции с дочерью Адольфа Перенсона — Эльзой
Источник: общественно-политическая газета Богучанского района «Ангарская правда»

Также добровольцы побывали в гостях у дочери революционера и участника Гражданской войны Адольфа Перенсона — Эльзы, пообщались с дочерью советского военачальника и государственного деятеля Сергея Лазо — Адой. А трижды Герою Советского Союза, председателю ЦК ДОСААФ СССР, маршалу авиации Александру Покрышкину они привезли в подарок оленьи рога с гравировкой.

«Александр Иванович поблагодарил нас и тут же дал команду повесить рога в его огромном кабинете. Даже не верилось, что такой великий человек принял такой скромный подарок», — поделился воспоминаниями о былых временах Александр.

Поиск захоронений

Но все же главной целью путешествия был поиск захоронений советских солдат, среди которых были и земляки-богучанцы.

В Псковской области у деревни Кресты им показали захоронение 65 000 человек. Фашисты, отступая, полностью уничтожили лагерь военнопленных. В этой деревне добровольцы посетили могилу родного дяди одного из участников мотопробега — Николая Дудина. А под Старой Руссой, у села Василевщина, на бетонной плите братской могилы они обнаружили фамилию отца своего командира. Леонид Чуринов упал на колени и заплакал. От такой сцены у всех невольно появились слезы на глазах. Вечером мотоциклисты организовали скромные поминки.

«Только ради этого стоит жить, я нашел своего отца», — заявил в тот вечер командир мотопробега.

Групповое фото
Источник: vk.com/boguch_biblioteka

Всего за время пробега они разыскали 17 ранее неизвестных могил воинов-ангарцев.

Возвращение домой

В Богучаны мотоциклисты привезли землю, которую собрали на могилах участников ВОВ. В честь завершения мотопробега в Красноярске, Богучанах и Пинчуге прошли митинги. Добровольцев снимало телевидение, пионеры дарили им цветы, а чиновники и ответственные лица выражали свою признательность и благодарность.

«Никто еще не смог пройти на мотоциклах столь длинный и трудный путь. Он был не под силу многим, кто пытался его пройти. Только вы, ребята с Ангары, смогли совершить эту грандиозную поездку по местам боевой, трудовой и революционной славы, по дорогам отцов и дедов, привезли многим печальные приветы с братских могил. Спасибо вам за все», — обратился к участникам мотопробега заместитель председателя краевого комитета ДОСААФ и пожал мотоциклистам руки.

Архивные кадры из экспедиции
Кадр из документального фильма «Памятью дорог»

Простые люди тоже не остались в стороне. Когда на одном из митингов добровольцы зачитали фамилии воинов-ангарцев, могилы которых посетили, к ним вышел участник войны Александр Левицкий и поблагодарил мотоциклистов за то, что они нашли место захоронения его брата Степана.

Наследие пробега

За время экспедиции по местам, где проходила Великая Отечественная война, участниками мотопробега было отснято 1 125 метров кинопленки. Благодаря редактору газеты «Ангарская правда» Петру Глушнёву, из этого материала смонтировали фильм и показали его во всех поселках Богучанского района. Однако позднее многие кадры были утеряны, как и капсулы с землей — в 2005 году в Богучанском краеведческом музее, где хранили артефакты, произошел пожар.

Те рабочие съемки, что удалось найти после трагического события, отреставрировали. Они стали частью документальной ленты «Памятью дорог».

Александр Менчинский и его «железный конь»
Источник: мотосообщество «Ангарский Стан»

На сегодняшний день никого из участников легендарного мотопробега уже не осталось в живых. Последним, в октябре 2025 года из жизни ушел Александр Менчинский, ему было 86 лет. Мотоциклист никогда не расставался со своим «железным конем» и активно участвовал в общественной жизни края — возглавлял мотопробег в селе Агинском на 9 Мая и издал целых две книги.

Алена Шишкина специально для Newslab

По материалам общественно-политической газеты Богучанского района «Ангарская правда» и книги Александра Менчинского «Тернистою тропой. Пинчугское колесо»

Рекомендуем почитать