>
>
Возвращаемся к корням (с разными результатами), вызываем на бис, наблюдаем за легкостью и рубим хардкор топором

Возвращаемся к корням (с разными результатами), вызываем на бис, наблюдаем за легкостью и рубим хардкор топором

25.11.2004
0

U2
«How To Dismantle an Atomic Bomb»
2004, Island Records

Посмотрите внимательно на эту обложку. Видятся ли вам в ее оформлении творческие муки создателя, бессчетные отвергнутые рабочие варианты, бессонные ночи в попытках найти единственно правильный образ? Мне тоже нет – скорее, сооруженная на скорую руку пафосная картинка, благословленная добродушным «А, и так сойдет!» Довольно неожиданный подход для одной из самых популярных и богатых групп на Земле – однако, с другой стороны, с задачей служить адекватным отражением содержания альбома такая обложка справляется на все пять баллов. Потому что возникает стойкое ощущение, что U2 записали его за какие-то пару дней, и затем, сильно не заморачиваясь, выпустили то, что получилось, решив, что «и так сойдет». На этом альбоме они продолжают двигаться в сторону «возвращения к корням», в направлении, взятом ими на предыдущем альбоме “All That You Can’t Leave Behind”. Говоря иначе, прощайте, бесстрашные эксперименты со звучанием, сделавшие U2 образца 90-х наиболее интересной и непредсказуемой поп-группой на планете, и здравствуйте, простые и громкие рок-песни, заточенные под исполнение хором на огромном стадионе в рамках очередного всемирного турне. В таком повороте событий не было бы совершенно никакой проблемы, если бы хоть одна песня на новом альбоме могла сравниться хотя бы с “Beautiful Day” или “Elevation” с предыдущего альбома, не говоря уже о прошлых шедеврах вроде “With Or Without You”, “One” или “Stay (Far Away, So Close)”. По-настоящему хорошие песни, такие, какие было бы не стыдно поставить рядом с вышеупомянутыми вещами на сборнике лучших хитов, здесь можно пересчитать по пальцам одной руки: околоиндустриальный ритм-н-блюз “Love And Peace Or Else”, в котором U2 единственный раз за весь альбом звучат опасно, и нежная “A Man and a Woman”. Открывающая “Vertigo” и бодро подпрыгивающая “All Because Of You” тоже могут претендовать на получение зачета благодаря своей нарочитой легкомысленности и жизнерадостному белозубому напору. Все остальное – U2 на автопилоте, причем звучащие, словно молодая группа, решившая во что бы то ни стало закосить под U2. Единственный человек, который может выйти из этого бардака с высоко поднятой головой - это гитарист группы Эдж, который просто творит чудеса. Примеры – “City Of Blinding Lights”, или вся вторая половина “Miracle Drug”. Однако одних его усилий явно недостаточно, чтобы вдохнуть жизнь в эти, в общем-то, симпатичные, но моментально забывающиеся песенки.

 

Tom Waits
«Real Gone»
2004, Anti

Вот и еще одно возвращение к корням – на своем новом альбоме “Real Gone” Том Уэйтс делает именно то, за что мы его и любим, а именно - возвращается к божественно-угловатым звукам альбомов “Swordfishtrombone” и “Rain Dogs”. Он даже зазвал в группу старого приятеля, гитариста Марка Рибо, чья гитара украшала эпохальные “Rain Dogs” и “Frank’s Wild Years”. С одной стороны, благодаря моментально узнаваемой гитаре Рибо “Real Gone” c первых же песен начинает казаться чем-то родным и до боли знакомым. С другой же - это первый альбом Уэйтса, на котором он полностью отказывается от пианино. В результате все те причудливые шумы, стуки и скрежеты, что извечно гнездились где-то в глубине музыки Уэйтса, радостной толпой выползают на первый план. Возникает ощущение, что ты попал на какой-то безумный карнавал в сарай с инструментами – всё вокруг стучит, гремит и скрежещет, а в самом центре всей этой свистопляски наждак поет серенады висящей на соседней стенке бензопиле. Супруга Уэйтса и его неизменный партнер по написанию песен Кэтлин Бреннан как-то сказала, что все песни Уэйтса можно разделить на две категории – «Громыхающие Ржавелки» и «Горемычные Рыдалки» (в очень вольном переводе вашего покорного слуги – прим. авт.). Она совершенно права – “Real Gone” красиво делится на две эти половины. Из первой категории наибольшее впечатление производят спотыкающееся болотное танго “Hoist That Rag”, ритмичное пост-апокалиптическое кантри “Don’t Go Into That Barn” и размеренная какофония “Metropolitan Glide”. Среди песен второго типа хочется выделить шуршащий романс “Dead and Lovely”, прекрасный номер с банджо “Trampled Rose” и совершенно невероятную 11-минутную элегию “Sins Of My Father”. Уэйтс, с радостью балующийся придумыванием причудливых названий для своей сумасшедшей музыки, обозвал свой новый альбом «фанком кубистов». Шутит, как всегда – потому что придумать адекватного названия всему этому восхитительному безобразию практически невозможно. Это музыка Тома Уэйтса, и этим, в общем-то, всё сказано.

 

Eminem
«Encore»
2004

Каждый из предыдущих студийных альбомов Эминема был посвящен какой-то одной из его личностей. Дебютный “The Slim Shady LP” был в основном о его хулиганском Альтер эго Слиме Шэйди, “The Marshall Mathers LP” касался реального Маршалла Мэзерса, а “The Eminem Show” пытался выискать некое равновесие между двумя этими противоположными персонами. Четвертый альбом назван просто, “Encore”, то есть выход на бис. Какая именно из его ипостасей выходит на бис, так сразу не очень понятно. Судя по тому, что первыми словами на всем альбоме являются «Простите, отец, но я не ведаю, что творю», Эминем настроен серьезно. Так оно, в общем-то, и оказывается в дальнейшем – Эминем размышляет о тяготах славы (“Never Enough”), о собственном детстве и воспитании (“Evil Deeds”, “Yellow Brick Road”), о вынужденных битвах между рэпперами, которые больше утомляют, нежели доставляют радость (“Like Toy Soldiers”), не забывает упомянуть бывшую жену, от которой его тошнит (“Puke”) и даже посылает приветы Осаме Бин Ладену и президенту Бушу (“Mosh”). Фирменный юношеский юмор таки умудряется пару раз прорваться сквозь плотную завесу серьезности – “Puke” начинается со звуков того, как кого-то весьма бурно тошнит, а припев эластичного фанка “My 1st Single” украшает регулярно повторяющаяся могучая отрыжка. В музыкальном плане “Encore”, пожалуй, самый слабый альбом Эминема. Несмотря на то, что такие номера, как “Yellow Brick Road” или “Like Toy Soldiers” производят неизгладимое впечатление своими сложными и многослойными аранжировками, есть и на альбоме и совершенно проходные, ни капельки не интересные номера вроде “Rain Man” или “Big Weenie”, а когда приходится слушать их еще и друг за дружкой, и вовсе челюсти сводит. Судя по всему, старине Эму нужно какое-то время, чтобы как следует обдумать свой следующий шаг – а то он рискует стать всего лишь не очень смешной пародией на самого себя.

 

Elton John
«Peachtree Road»
2004, Universal

«Я счастлив видеть солнце, счастлив, что всё ещё здесь, счастлив петь и играть, сейчас, когда тяжесть мира упала с моих плеч», - поёт Элтон Джон в “Weight Of The World”, первой же песне своего нового альбома “Peachtree Road”. Эта новообретенная легкость пронизывает собой абсолютно весь материал альбома. С одной стороны, это совершенно типичные для Элтона Джона широкоформатные поп-песни, с другой же, в этот раз они совершенно лишены не менее типичного для его последних работ возвышенного пафоса. Большая часть вещей приправлена щепоткой кантри – “Answer In The Sky”, “Turn The Lights Out When You Leave”. “They Call Her The Cat” так и вовсе почти что рок-н-ролл, единственный, правда, на альбоме. Элтон Джон явно доволен собой и своим текущим положением в мире, и песни ему даются легко и ненапряжно. С чем мы его и поздравляем.

 

Король и шут
«Бунт на корабле»
2004, Мистерия Звука

В буклете своего нового альбома «Король и шут» пишут, что они решили записать «Бунт на корабле» по принципу концертника – уселись все вместе в студии, и за каких-то два дня записали весь альбом. С главной задачей – передать энергетику живого выступления, такой метод записи справляется весьма неплохо. И хотя альбом начинается с призывного вопля «Бери топор, руби хардкор!», парни из «КиШ» немного лукавят – это не хардкор в чистом виде, а весьма забавная смесь из хардкор-панка, спид-металла и залихватских бандитско-пиратских песенок в стиле каких-нибудь немецких старожилов Running Wild. Эта бандитско-пиратская тематика, кстати, далеко не раз всплывает в текстах «Короля и шута» - «Бунт на корабле», «Северный флот», «Хороший пират - мертвый пират!» и так далее. Вся эта развеселая буффонада с говорящими трупами, вампирами, злобными пиратами и прочей нечистью получается у «КиШ» чертовски забористо. К тому же альбома-то тут всего 39 минут – при всем желании не успеет надоесть.

Иванов-Ножиков

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать