Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Профессия – репортёр - Домашний кинотеатр

Профессия – репортёр - Домашний кинотеатр

27.06.2008
5

Посмотрел дома «Профессию - репортёр» Микеланджело Антониони – согласно одной точке зрения, не самый удачный англоязычный фильм мастера (самый удачный, естественно, «Фотоувеличение»), согласно другой, недооцененный шедевр. Я скорее склоняюсь ко второй точке зрения.

Тут Антониони пропускает сквозь свою типичную тему об отчуждении, отстраненности от жизни какой-то натуральный детектив. Такой типично 70-тнический, в духе какого-нибудь Джона Ле Карре – с мотаниями по миру, от Африки до Барселоны, с незаконной торговлей оружием, подменой паспортов, какими-то африканскими повстанцами под названием «Объединенный фронт освобождения», в общем, чистая красота.Профессия - репортер

Во время просмотра подумалось, что сценарий наверняка писался максимально прямолинейно, именно в качестве такой международной детективной интриги, а Антониони просто интерпретировал его по-своему. Так оно и оказалось – он и правда повыкидывал из сценария большие куски, где объяснялись какие-то мотивы персонажей, или их взгляды на мир, или ещё что-то. В финале и вовсе подкинул такую лакомую загадку, что люди до сих пор, через тридцать лет после выхода фильма, спорят, кто же именно была сопровождавшая героя Николсона почти полфильма девушка, про которую в титрах так и написано – «Girl».Профессия - репортер

Занятно, что благодаря этой как бы детективной начинке, тут в одном центральном персонаже сливаются сразу две темы – к знакомой антониониевской штуке про невозможность убежать от самого себя (а также от всей своей жизни, карьеры, семьи, друзей, всего, что у тебя было) подключается и такая бонни-и-клайдовская слегка романтическая обреченность беглецов от закона. Финальная точка путешествия репортёра Дэвида Локка, который вклеил свою фотографию в паспорт скончавшегося соседа по гостинице в Африканской глубинке и попытался в буквальном смысле стать другим человеком, очевидна с самого начала – но, тем не менее, его медленный дрейф по направлению к закономерному завершению по-настоящему завораживает.

Ещё в начале Антониони рисует нам героя человеком совершенно чужим – на особенно показательном африканском материале. Африка тут, конечно, не такая непостижимая никакой белой логикой чёрная дыра, как, скажем, у какого-нибудь Пола Боулза, но всё равно когда видишь эту крохотную фигурку, у которой сверху бесконечная синь неба, а снизу бесконечный беж песков, сразу понятно, что человек этот потерян насовсем. И когда он вдруг, минут через 20 после начала, оказывается в Лондоне, да ещё и с фальшивыми усами, он не выглядит там ни капли уместнее.  

Снято упоительно (хоть двд и восстановлен с обрезанной широкоэкранной копии, что видно по не входящим в экран начальным титрам). Финал и вовсе совершенно умопомрачительный – один пятиминутный план, в котором всё самое важное происходит за кадром, в то время как камера медленно-медленно надвигается на окно, затем каким-то непостижимым совершенно образом протискивается сквозь него на улицу и затем снимает всё происходящее снаружи. Это не то чтобы высший пилотаж – это недосягаемое что-то. Фантастика практически.

 Непременно буду смотреть ещё.

С.М.

Рекомендуем почитать