Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Короли улиц - Домашний кинотеатр

Короли улиц - Домашний кинотеатр

02.07.2008
4

Полицейский триллер с Киану Ривзом, Форестом Уайтекером и Хью Лори. Шёл в прокате в апреле – я тогда как раз был в отпуске, потому в кино и пропустил. Ставил это дело Дэвид Айер, когда-то написавший сценарий к «Тренировочному дню». Сценаристами числится презабавнейшая парочка – Джеймс Элрой (да, тот самый, что «Достать коротышку», «Вне поля зрения», «Секреты Лос-Анджелеса» и «Чёрная орхидея») и Курт Уиммер, автор одного из лучших фильмов в мире «Ультрафиолет». Понимать это надо, полагаю, следующим образом – Уиммер взял какой-то старый рассказ Элроя и оставил от него рожки да ножки.

Расклад таков – Киану играет тихо спивающегося копа (первая сцена – он просыпается,Короли улиц достаёт пистолет, блюёт), которого начальство в лице Уайтекера использует для не очень-то законного выполнения разных грязных работёнок, а потом бодро прикрывает. В какой-то момент (угрохали бывшего напарника, который вроде бы собирался сдавать его отделу внутренних расследований) у Киану, разумеется, просыпается совесть; главными сволочами, разумеется, оказываются те, кто ближе всех. Много матерятся и стреляют, Киану ходит с каменным лицом, Уайтекер даёт такого расписного ласкового начальника, все много орут друг на друга, время от времени в кадр въезжает Хью Лори и даёт доктора Хауса.

С одной стороны, всё это уже было вроде бы чёрт знает, сколько раз. Во-первых, и сам Айер со времён «Тренировочного дня» всё время переснимает его же (как минимум уже второй раз); во-вторых, на эту тему всё равно никто и никогда не снимал лучше Сидни Люмета (ну, разве что немножко Нолан в «Бессоннице»). Но с другой, когда большие полицейские чины начинают орать благим матом друг на друга и хлопать дверями кабинетов, трудно не испытать блаженного ностальгического умиления по полицейским боевикам 80-х – не хватает только Мела Гибсона с его шуточками да Дэнни Гловера с вечным “I’m too old for this shit”. Но в том-то, собственно, и сила Айера, что к этому привычному спектаклю брутального мачизма он относится с какой-то лютой, свирепой серьёзностью, и этакий подход как-то, знаете, освежает.

Плюс, у него там в конце довольно интересная тема образуется вдруг. Киану здесь, по сути, играет такого человека-бульдога, человека-таран, которому дали цель, и он попёр к ней напролом, используя любые подручные средства, от телефонного справочника (смешная деталь – у него на улице кличка «Томми-справочник», не потому, что он всё знает, а потомуКороли улиц что любит выбивать признания телефонной книгой) до лопаты и холодильника. И он в конце совершенно не замечает, что в этом своем как бы походе за справедливостью его точно так же использовали, как и раньше, только другие люди и немножко тоньше, чем раньше. И финальный план, когда камера облетает вокруг него, гордо прячущего в карман вновь обретённый жетон, на фоне холма, из-за которого встаёт утреннее солнце – это же чистой воды издевательство. Нет никакого торжества справедливости, получается – есть только вот такие дуболомы, как Киану, и хитрые стратеги наверху, умеющие этими гражданами ловко пользоваться. Дивный новый мир, ага.

С.М.

Рекомендуем почитать